ЕГАИС обогнала разработки из Канады и США, став победителем в соответствующей номинации. Участники отечественного алкогольного рынка, деятельность которых ЕГАИС и регулирует, считают, что награда справедлива: несмотря на проблемы при запуске семь лет назад, сейчас система работает без сбоев.
Международный форум по акцизным маркам организуется британской компанией Reconnaissance International Ltd. с периодичностью раз в полтора года и является самым значимым и популярным мероприятием подобного рода. В форуме принимают участие представители государственных структур и специалисты из стран, использующих и планирующих ввести акцизные марки и системы их отслеживания.
Так, на мероприятии в Вене присутствовало свыше 270 делегатов из 40 стран. В ходе конференции представители государственных регуляторов, а также профессиональные участники рынка - производители акцизной продукции обсудили проблемы, связанные с использованием защищенной печати и интегральных решений в обороте подакцизных товаров.
В частности, наиболее активно участники мероприятия обсуждали защитные решения, связанные с применением следующего поколения так называемых двухслойных QR-кодов. Такие коды позволяют фиксировать во втором слое экспертную информацию, доступную для считывания обычным смартфоном при наличии на нем специального программного обеспечения. Правда, пока это можно отнести лишь к перспективным разработкам из-за высокой стоимости печатного оборудования.
Впрочем, для России результаты данного форума интересны не только с точки зрения новой информации о разработках в области акцизной печати. В рамках форума состоялось награждение участников конкурса Excellence in Tax Stamps Awards.
Победителем конкурса в номинации "Системное решение" было объявлено федеральное государственное унитарное предприятие "Центринформ" Росалкогольрегулирования за проектирование и создание ЕГАИС.
ЕГАИС сумела опередить последнюю канадскую разработку - Canadian Bank Note Co, представляющую собой программу по учету акцизных марок для табачной продукции. Это первая международная награда для российской системы, хорошо известной не только в профессиональных кругах.
Напомним, что ЕГАИС была введена в 2006 году для учета оборота этилового спирта и алкогольной продукции и объединила все наработки по существовавшим тогда системам учета на региональном уровне. На этапе внедрения системы рынок столкнулся с серьезными трудностями, переросшими в коллапс - в июле 2006 года систему даже пришлось переводить в "ручной" режим работы: сопроводительная документация к каждой партии отправлялась не через программу, а на бумажном носителе. Масштаб проблем был такой, что заместителям глав трех ведомств (минсельхоза, минфина и минэкономразвития) по итогам внедрения ЕГАИС были объявлены выговоры.
В 2009 году система была передана в Росалкогольрегулирование, а спустя некоторое время появилась намного более продвинутая версия программы, чья работа уже сбоев не вызывала.
На сегодняшний день система охватывает все аспекты деятельности производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также импорт такой продукции. Куратор программы - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - готовится к распространению ЕГАИС на розничное звено.
С января 2012 года ведомство начало тестировать систему в 11 небольших магазинах Щелковского района Московской области. Все они использовали стандартные кассовые аппараты АМС-100К, на которые были установлены GSM-модуль и сканер. С их помощью информация о пробиваемом продукте отправлялась на подключенный к ЕГАИС сервер. Спустя полгода в РАР заявили, что эксперимент прошел удачно: сбоев в работе ЕГАИС зафиксировано не было, но при этом было отслежено 434 случая повторного использования одной и той же федеральной специальной марки, которая клеится на бутылки.
А с января текущего года ЕГАИС начали тестировать на сетевой рознице - в магазинах "Дикси", "Магнит" и "Перекресток". Официальные результаты этого тестирования будут известны к концу лета. Однако уже сейчас представители розницы говорят, что у них система работает без сбоев.