Если билет приобретали в кассе железнодорожного вокзала, то нужно туда и подъехать с паспортом. В залах вокзалов, как правило, есть касса возврата билетов. Если билет покупали по Интернету на сайте "РЖД", то можно вернуть его в "личном кабинете", не забыв ввести все данные, которые вы "забивали" при оформлении билета. Успели уже зарегистрироваться по Интернету? Передумав ехать, первым делом отмените регистрацию и постарайтесь сделать это сразу, потому что за 1 час до отправления поезда это будет уже поздно. Деньги за возврат интернет-билета придут на карточку, по которой вы оформляли покупку.
Цена железнодорожного билета состоит из стоимости билета и стоимости плацкарты. Сможете ли вернуть все деньги - зависит от срока сдачи билета.
По России:
В страны дальнего зарубежья:
Если в случае с железнодорожным билетом правила более-менее прописаны, то с авиабилетом все намного сложнее. В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса России, если вы возвращаете билет не позднее чем за сутки до вылета, вам должны вернуть полную стоимость. Но! Есть в документе оговорка: "если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок". То есть оговорка, позволяющая перевозчику не платить 100%. И непременно за билет сколько-то удержат. В зависимости от конкретной авиакомпании.
Существуют так называемые невозвратные авиабилеты, которые могут быть намного, иногда в несколько раз дешевле, чем обычные. Мой знакомый, который живет в Москве, а семья его - в Сочи, в начале года покупает билеты на несколько полетов в течение года по... 500 рублей. И потом не заморачивается с их сдачей: не смог - не полетел, потерял всего 500 рублей.
Невозвратных билетов быть не должно в принципе, как и невозвратных покупок на распродажах в магазине: если обнаружен брак в товаре, купленном по скидке, о котором вас не предупредили заранее, то товар принять назад обязаны. По поводу авиабилетов еще три года назад Федеральная антимонопольная служба предписала "исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки", ссылаясь на статью 108 Воздушного кодекса.
Деньги за самые дешевые билеты вернуть как раз сложнее. Если даже билет можно сдать, то смысла иногда нет: вернут копейки, потому что удержано может быть до 90% стоимости. Некоторые "гуманные" авиакомпании могут вернуть деньги за дешевый и даже невозвратный билет, если вам не дали визу. А как, спросите вы, можно без визы покупать билет? Легко! Многие покупают билеты за границу, заказывают отель, а потом только несут документы на визу. И, как правило, получают ее. Билет и отель, считается, некий аргумент для визовой службы.
Но и за дорогие билеты полностью вернуть деньги не удастся, авиаперевозчик возьмет штраф. Недавно, например, за сданный билет (купленный по Интернету) по цене 6 тыс. руб. мне на карточку через несколько дней вернули всего 5 тыс. Правда, по телефону при оформлении возврата билета меня предупредили, что удержат тысячу. То есть такой мне "выписали" штраф. В каждой авиакомпании он разный. Как и у турагентств, которые торгуют билетами.
Вообще по правилам, если вы возвращаете билет менее, чем за 24 часа, вам обязаны вернуть стоимость, удержав сбор, "размер которого не может превышать 25% от суммы, уплаченной за воздушную перевозку".
Узнать, где вернуть авиабилет, можно на сайте авиакомпании, если вы покупали билет без посредника. Или позвонить в ее справочную. Иногда вас могут попросить отправить заявление на возврат денег и ксерокопию паспорта по почте (не забудьте сохранить квиток, и лучше отправлять с уведомлением), а потом перечислить деньги на указанный вами счет или карточку. Бывает, дело затягивается и деньги не возвращают. Тогда путь один - в суд со всеми подтверждающими документами. Да, это муторно. Но зато ведь можно впаять перевозчику и компенсацию за моральный вред!
Деньги за автобусные билеты международного и междугороднего сообщения возвращаются так:
Если рейс автобуса отменен или задержан более чем на час - возвращается полная стоимость.
Если вам предложили место хуже и дешевле того, что вы покупали, или вообще не предоставили места - возвращается полная стоимость.
Если вы сдаете билет не позднее чем за два часа до отправления - удерживается только 5%.
Более чем за 2 часа - удерживается 15%.
Если внезапно заболели или с вами произошел несчастный случай в течение суток до отправления автобуса и вы не смогли на нем уехать, то удержат 25% стоимости билета.
Если вы живы-здоровы и просто опоздали на менее чем 3 часа, то можете рассчитывать на возвращение 75% стоимости билета. Или, доплатив 25%, можете купить новый билет.
Вернуть деньги должны в течение 10 дней.
Куда жаловаться?
Лучше всего при спорных моментах сначала обратиться в компанию, которая должна была вас везти. Причем с аргументированной письменной претензией. Также могут помочь в Союзе потребителей, в Роспотребнадзоре. Главное, чтобы компания, с которой хотите получить деньги, не стала за время бумажной волокиты банкротом, что бывает с авиаперевозчиками. Так что совет, проверенный десятилетиями: летайте самолетами... короче, проверенных авиакомпаний.
И, конечно, продумывайте поездку тщательнее: лучше купить билет и отправиться по нему в отпуск или в гости, чем потом мучиться сдавать.