Многие считают, что поворот к цивилизованным формам в этой сфере наметился в 2007 году, когда Вагит Алекперов учредил Фонд региональных социальных программ "Наше будущее".
Его директор Наталия Зверева вспоминает, что поначалу заявок было так мало, и все они были такие хлипкие, что выбрать без колебаний кандидата на финансирование было очень и очень непросто. Сегодня все из предлагаемого на местах проходит жесткий отбор на целесообразность и окупаемость. В итоге из более чем 100 ныне финансируемых проектов лишь один не удался. Да и то по той причине, что его соорганизаторы не поладили друг с другом.
Как полагает президент Общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Александр Бречалов, Международный день социального бизнеса - это хороший повод не только обменяться опытом, но и привлечь внимание к социальным предприятиям, которые вынуждены в одиночку, без помощи государства преодолевать "ранговые" трудности. Некоторые банки, сообщил Бречалов, начали готовить кредитные программы специально для социальных бизнес-проектов. Предполагается, что кредиты под них будут выдаваться по ставке ниже 9 процентов.
С таким подходом согласна и директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова. По ее мнению, следует рассматривать социальное предпринимательство как составную часть малого и среднего бизнеса. И включать такие предприятия в программы поддержки этого сектора экономики, предоставляя им особые виды субсидий.
Помимо всего прочего, это станет сигналом для многих бизнесменов относительно того, куда им двигаться. Там, где это поняли, уже есть серьезные подвижки. В Красноярском крае, например, получило развитие создание частных дошкольных учреждений, 15 процентов детей в регионе сегодня посещают такие детские сады.
Со следующего года, обещает директор направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Владимир Яблонский, начнется и реализация программ детского отдыха - возрождение детских лагерей, которых осталось совсем немного. Рынок детского отдыха может принести компаниям до 5 миллиардов долларов в год, а общий потенциал объема его до 2020 года АСИ оценивает в 15 триллионов рублей.
Это крайне важно: социальное предпринимательство принципиально отличается от благотворительности. Оно находится как раз по середине между благотворительностью и коммерческим бизнесом. От последнего оно отличается тем, что довольствуется небольшой или даже минимальной прибылью. Но непременное условие - такие проекты должны обязательно окупаться. Анализ показывает: издержки на такого рода предприятиях обычно лишь на 10 процентов покрываются с помощью пожертвований, остальные средства зарабатываются.
Владимир Яблонский считает: чтобы социальный бизнес развивался более активно, нужно открывать рынки в социальной сфере. Сегодня же многие из них на замке, там нет простора для частной инициативы. В этой связи АСИ к осени 2013 года намерено разработать дорожную карту по самым разным направлениям - детским дошкольным учреждениям, домам для престарелых, досуговым центрам.