Решение по базе "Манас" не означает окончание присутствия США в Киргизии

Сергей Маркедонов, специально для RBTH

20 июня 2013 года парламент Киргизии проголосовал за денонсацию договора об аренде центра транзитных перевозок сил НАТО (а фактически США) на базе аэропорта "Манас" в окрестностях столицы страны. Это означает, что в июле будущего года вся инфраструктура центра должна быть свернута.

С момента появления американской авиабазы на киргизской территории в 2001 году вокруг нее постоянно циркулировали слухи о возможном закрытии. Руководство центральноазиатской республики регулярно поднимало вопрос о необходимости вывода этого военного объекта, после чего, как правило, получало от Вашингтона различные преференции. Естественно, не забывая апеллировать к Москве, которая крайне ревностно относится к иностранному присутствию (тем более военному) на территории бывшего Советского Союза.

Так, в 2009 году второй киргизский президент Курманбек Бакиев во время визита в Москву официально объявил о закрыти американской авиабазы. Более того, он даже подписал соответствующий закон. Однако уже через несколько недель заявил, что данное решение не окончательное. В итоге была достигнута договоренность о создании вместо авиабазы центра транзитных перевозок для поддержки операции НАТО в Афганистане. К данному вопросу снова вернулись уже после революционых бурь, потрясших Киргизию в 2010 году. Через год после этого третий президент республики Алмазбек Атамбаев заявил, что хотел бы видеть в "Манасе" транспортный центр гражданской авиации, а не военный объект. По его словам, присутствие иностранных военных на базе столичного аэропорта - не самый лучший символ для молодого государства.

Можно ли говорить о том, что в истории с американским военным присутствием на киргизской территории поставлена точка? Или это новое многоточие?

Сегодня при рассмотрении процессов на просторах бывшего СССР чрезвычайно популярно рассмотрение интересов России и стран Запада в терминах международной политики XIX века. К месту и не к месту цитируется яркий образ Редьярда Киплинга "большая игра". Между тем, в реальности среднеазиатская геополитика сегодня это пример, скорее не "большой игры", основанной на жесткой конкуренции нескольких центров силы, а их многослойной взаимозависимости. С одной стороны Москва рассматривает постсоветское пространство, как зону своих эксклюзивных интересов и реализует принцип: преференции в обмен на преференции.

Российская сторона получает преференции в военно-политической и энергетической сфере, а ее визави - послабления по долгам, кредитам и вопросам миграции (крайне важная тема для всех республик Центральной Азии). Так, в сентябре 2012 года президент Владимир Путин побывал с визитом в Киргизии, по итогам которого Москва договорилась о продлении своего военного присутствия в республике (база "Кант") до 2032 года и реализации совместных проектов в гидроэнергетике. При этом Россия согласилась списать киргизские долги на сумму в 189 млн американских долларов.

Во многом по схожей матрице выстраиваются отношения России и Таджикистана. С другой стороны, в отличие от Украины и Южного Кавказа Москва в намного большей степени готова к сотрудничеству с США в Центральной Азии. Эта готовность вызвана не в последнюю очередь афганской операцией. И Москва крайне опасается коллапса в Афганистане после ухода американцев и их союзников. Отсюда и готовность терпеть американское военное присутствие в среднеазиатских республиках. Правда, последний тезис требует уточнений. Москва не заинтересована в расширении такого присутстви, поскольку в этом случае Вашингтон теряет интерес к России, как к региональному игроку. Ведь если есть возможности выстраивать отношения со странами региона напрямую, зачем подключать к этому Москву?

Но и сами государства Центральной Азии за два десятилетия независимости привыкли диверсифицировать свои внешнеполитические контакты. И даже самый главный стратегический партнер РФ в Евразии, Казахстан, в последние годы не раз удостаивался комплиментов со стороны Вашингтона за эффективное сотрудничество. И сегодня возможности для открытия нового натовского транзитного центра на казахстанской земле активно обсуждаются в экспертной среде. В этой связи не стоит спешить с выводами об окончании американского военного присутствия в Киргизии. Не исключено, что Бишкек хочет "поднять планку" в своих отношениях с НАТО и с США. И в этом случае Москва обладает ограниченными возможностями для того, чтобы не допустить такого сценария. И вряд ли она будет сражаться до последнего ради этого. Особенно, принимая во внимание уже имеющиеся договоренности с киргизским правительством.

Также доступна англоязычная версия статьи.

Автор - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон