Режиссер "Частицы" Эрдем Тепегез: Фильм может изменить человека

Режиссер фильма "Частица" Эрдем Тепегез и актриса, получившая на ММКФ Серебряного Святого Георгия за лучшую женскую роль Жале Арикан, дали эксклюзивное интервью "РГ" сразу после закрытия кинофестиваля.

- Я не ожидал получить главный приз, - сказал турецкий режиссер Эрдем Тепегез. - Подозревал, но не ожидал. История, рассказанная в фильме, достаточно грустная. Героиня фильма Зейнеп живет на окраинах Стамбула вместе с престарелой матерью и дочерью-инвалидом. Семья еле сводит концы с концами - выжить становится сложнее, когда Зейнеп увольняют с ткацкой фабрики… Прототип героини - женщина, которая потеряла всякую надежду. Я хотел сделать фильм, который бы дарил надежду. Моя героиня активна, у нее есть свой жизненный императив, и она добивается своей цели. Это была попытка языком кинематографа изменить историю.

Кинематограф может изменить реальность?

Эрдем Тепегез: Нет, но фильм может изменить человека, который затем изменит реальность.

Кто для вас положительный герой?

Эрдем Тепегез: Это тот, кто ведет активную жизнь, сражается за жизнь. Потому что только сражаясь человек может добиться своей цели.

Важен ли для вас приз Московского кинофестиваля?

Эрдем Тепегез: Очень. Он дает стимул, чтобы работать над новым фильмом.

Какая судьба ждет ваш фильм?

Эрдем Тепегез: После того, как фильм был показан на внутритурецких фестивалях, где он получил два приза за лучшую женскую роль в Малатае и четыре приза в Анталье, мы планируем дальше показывать его по миру. Это фестивальное кино.

Какие ощущения испытываете?

Эрдем Тепегез: Я очень рад. Это не просто приз. Это большой стимул для меня и моей команды. На ММКФ состоялась европейская премьера. Мы представители независимого кинематографа и испытываем большие сложности во время съемок. Этот приз - большая поддержка независимому кино Турции. Нам будет легче находить средства, чтобы снимать дальше.

Фильм получил две награды. Чем еще вам запомнится Москва и Московский кинофестиваль?

Эрдем Тепегез: Преимущество любого фестиваля в том, что на него приезжают люди из разных стран, обмениваются опытом. Я большой поклонник русской литературы. Когда мы гуляли по Москве, на улице я встречал много типажей.

Как будете отмечать победу?

Эрдем Тепегез: Снимать новый фильм.

Что означает для вас реакция зрителя?

Эрдем Тепегез: То, что фильм находит отклик в других странах, для меня свидетельство того, что мы живем в одном мире.

Расскажите о себе. Где вы живете?

Эрдем Тепегез: В Турции. Папа - военный, мама - учительница. Семья турецкой интеллигенции. Я закончил экономический факультет Измирского университета. Но считаю, что камера сильнее любого оружия, поэтому выбрал кино. Я поступил на режиссерский факультет пражской киношколы. В течение нескольких лет снимал ролики и короткометражные фильмы.

Как вы относитесь к мнению, что кино умирает? Снимать сегодня может каждый на камеру в мобильном телефоне.

Эрдем Тепегез: Именно то, что каждый может снимать, является свидетельством того, что кино не умирает, а, наоборот, развивается. Для того, чтобы писать роман, нужны бумага и ручка. Развитие современных технологий - это свидетельство того, что кино от автора до зрителя доходит очень быстро.

В разговор вступает актриса Жале Арикан.

Чем занимались в Москве?

Жале Апикан: Ходили на Новодевичье кладбище. Поклонились могиле Назыма Хикмета. Были в парке Победы, на Красной площади. Хотели сходить в театр, но не успели.

В Большой?

Жале Апикан: Нет, в совсем маленький, экспериментальный.

Жара не мешает?

Жале Апикан: Я рада жаре! Живу в Берлине, а там все время идут дожди.

Что для вас означает этот приз?

Жале Апикан: Россия - страна большой культуры с точки зрения литературы и кинематографа. И приз ММКФ - это большой аванс!

Приз ММКФ представляет собой статуэтку, которую венчает христианский Святой Георгий, который принял мученическую смерть. Вас это не смущает?

Жале Апикан: Я считаю, что это отличный символ для приза. Независимо от того, к какой религии принадлежит святой, если им назван приз, это становится ценностью для всех.

Фоторепортаж