Расцветет ли райский сад на скромных шести сотках? За ответом корреспондент "РГ" отправилась на дачу к эксперту в области садового дизайна, сотруднику Института лесоведения РАН, писателю, фотографу Андрею Лысикову. Он одним из первых стал предлагать услуги в области ландшафтного дизайна в России, а позже вместе с супругой Еленой - проводить экскурсии по красивейшим садам мира.
За заборами соседей - обычная дачная жизнь: визжит триммер, стучит молоток и монотонно бормочет радиоприемник. Но здесь все иначе: все те же шесть соток, но ни привычных грядок, ни теплиц. Тропинка, петляя между цветущих клумб и необычных хвойных посадок, заводит то под тень лиан в "восточном" уголке, то на декоративный мостик. Лавочка, скрытая в тени кустов на берегу маленького пруда, наводит на мысли о любовных признаниях. Отдельный предмет гордости хозяев - соседи: "Мы живем с ними очень дружно и, глядя на нас, они тоже стали постепенно преображать свой участок, - рассказывает Андрей Лысиков, - стали вносить в свою дачную жизнь элементы дизайна".
Кто первым в нашей стране стал пользоваться услугами ландшафтных дизайнеров?
Андрей Лысиков: Первую ландшафтную фирму мы организовали в 1991 году. Озеленение участка - удовольствие дорогое. Позволить себе услуги дизайнера в то время могли в основном люди определенного толка - те, чьи капиталы, мягко говоря, были нажиты не самым законным путем - малиновые пиджаки.
И что просили?
Андрей Лысиков: Просили: "сделай красивенько". Но это не значит, что работать с такими клиентами было легко. За гибель дерева дизайнер мог серьезно поплатиться. Первым делом, конечно, заказывали мощную живую изгородь по периметру. Бывало, делали изгородь до десяти метров высотой - высаживали деревья в три ряда, обычно ели, туи. Иногда так и заказывали: чтобы снайпер не прострелил.
Что это такое ландшафтный дизайн, что именно делать, в то время не вполне понимали ни заказчики, ни исполнители. Литературы было мало. Частное садоводство как таковое отсутствовало. А красоты хотелось.
А что сегодня? Больше не прячутся от снайперов за туей?
Андрей Лысиков: Уже нет. Люди стали меняться: заказчики уже не просят просто навести красоту, многие разбираются в тенденциях, знают имена известных дизайнеров и их стили. Исполнители тоже не стоят на месте - появляются настоящие профессионалы своего дела, которых приглашают работать и за рубеж.
Каждый уважающий себя дизайнер считает своим долгом отстоять свою точку зрения перед заказчиком. В фантазиях клиента все еще полно нелепостей. Например, сейчас популярны японские сады, просят их и к месту, и не к месту - среди березок и дубов.
Раньше дизайнеры ориентировались только на очень богатых клиентов. Но конкуренция растет, и сегодня позволить себе услуги профессионала могут люди с достатком выше среднего. Хотя на шесть соток никто даже выезжать не станет - невыгодно, негде разгуляться.
Едва заканчивается рабочая неделя, тысячи горожан задыхаются в пробках, мечтая поскорее взять в руки лопату. Кажется, что такой тяги к земле, как у нас, нет нигде в мире. Так чему нам учиться у других?
Андрей Лысиков: Мы привыкли относиться к своей земле с потребительской точки зрения. Дача - это огурчики, помидорчики или же, напротив, возможность отдохнуть, разгуляться на воле - попариться, поесть шашлыков. В то время как сад - это красота в чистом виде.
Стремление человека облагораживать мир вокруг себя - признак внутренней культуры. Все начинается с мелочей: маленькая клумба во дворе или даже на балконе - это уже хороший знак.
Просматриваешь фотографии из портфолио дизайнерских фирм, и кажется, что где-то рядом за высокими заборами - совсем другая страна.
Андрей Лысиков: Действительно, многое из того, что создают дизайнеры в элитных загородных поселках, впечатляет. И очень жаль, что эти сады никто и никогда не увидит. Часто даже фотографировать в них хозяева разрешают далеко не все - только отдельные уголки, с определенных ракурсов.
Но какой забор ни поставь, установи хоть три шлагбаума - Россия останется Россией. Не все это понимают. Недобросовестные поставщики растений рассказывают людям сказки о том, что если пальму укрыть на зиму, она вырастет как на Бали. Нет, не вырастет.
Дизайном я сейчас практически не занимаюсь, но нередко бываю в закрытых для посторонних поселках как приглашенный эксперт. Не так давно меня пригласили на Рублевку - в саду обеспеченного и небезызвестного человека погибли почти все растения. Оформлением сада занимался дизайнер из Италии. Он соблазнил заказчика красивой картинкой, привез в Россию не одну фуру растений. Можете себе представить, во сколько обошелся такой импорт. Пытаясь понять, что же там росло, я перерыл не один справочник - было очень много экзотических растений с юга Европы. Само собой, русскую зиму этот райский сад не пережил.
В вашей личной коллекции множество фотографий из частных садов Европы. Они открыты для посещения?
Андрей Лысиков: Не всегда. Для того чтобы посетить частный сад, нередко необходимо заранее договориться с хозяином. Но, конечно, в той же Великобритании владельцы загородных имений намного более общительны. Есть и множество открытых для посещения садов. Их содержат общественные организации, такие как National Trust и National Gardens Scheme, они берут под свое крыло парки, средневековые замки, имения и мемориальные дома.
В Великобритании ландшафтный дизайн - это тоже забава для богатых?
Елена Лысикова: Вовсе нет. Садоводством занимаются даже жители небольших таунхаусов - имея клочок земли, они делают на нем что могут. Там издается множество журналов и книг по садоводству, очень популярен садовый туризм. И это вовсе не новшество. Основоположник туризма Томас Кук был первым, кто попросил богатейших людей открыть свои сады для посещения. Сегодня многие частные сады делаются не только для собственного удовольствия, но и для того, чтобы их видели.
Андрей Лысиков: Однажды мы приехали с экскурсией в имение, которым владеет супружеская пара. Купив дом, они узнали, что в свое время обустройством сада занималась легендарная садовая художница Гертруда Джекилл. Новые хозяева нашли чертежи и схемы начала XX века, которые хранились в библиотеке в США, и восстановили сад. Его площадь около гектара. Работают в нем три человека - сама хозяйка, ее сестра и один приходящий садовник.
И это не исключение из правил?
Елена Лысикова: Нет. В частных садах площадью около гектара основную работу владельцы делают сами. Помощью садовников пользуются от случая к случаю.
Нам трудно представить себе, что человек с большим достатком будет работать на земле, нисколько не стыдясь этого. Во время одной из экскурсий в имении, которое уже шесть столетий принадлежит членам одной семьи, нас встретил сам хозяин. Одет он был скромно, по рукам видно - привык работать с землей. Одна из экскурсанток, которая, видимо, не слишком внимательно слушала рассказ, поинтересовалась: "Вы здесь садовником работаете?" Он спокойно улыбнулся: "Вообще-то я граф, владелец имения".
Садовый туризм пользуется популярностью среди россиян?
Андрей Лысиков: Это, конечно, не массовое явление. Но нельзя сказать, что этим интересуются только профессионалы. Есть страстные фанаты садоводства - знатоки всех сортов, тенденций, новинок. Другая категория - мужние жены. Это состоятельные дамы, хозяйки загородных домов, которые хотят не просто навести красоту на своей территории, а сделать все по уму. Нередко они учатся на курсах ландшафтного дизайна, чтобы руководить работами в собственном саду. И я знаю немало примеров, когда женщины этого круга становились хорошими дизайнерами.
Наконец, экскурсиями интересуются издатели специализированных журналов, фотографы. Понемногу интерес к садовому туризму растет. Это не самый дешевый вид отдыха - ведь каждый маршрут разрабатывается индивидуально с учетом всех пожеланий. Самый бюджетный вариант - в пределах 50 тысяч рублей на человека за неделю.
Большинство россиян хотели бы наслаждаться природной красотой не за рубежом, а дома. Но, к сожалению, для провинции сегодня даже обычный городской парк - уже роскошь.
Андрей Лысиков: Очень жаль, что загублены парки советских времен. Они оформлялись хоть и без излишеств, но грамотно, за ними хорошо ухаживали. Вообще в советское время существовала сильная школа городской ландшафтной архитектуры. Но в 90-е годы люди как будто все забыли.
Даже в Москве парки только недавно получили вторую жизнь. В первую очередь, конечно, парк Горького - там оформлением цветников занимались настоящие профессионалы.
Елена Лысикова: Парк Горького - пример уникальный для нашей страны: профессионалам дали денег и предоставили полную свободу. И вот мы все наслаждаемся результатом. К большому сожалению, даже в сердце столицы оформление клумб и садов никак не может отступить от советских клише. Работы выполняются формально, без энтузиазма и нередко - без необходимых знаний.
В обновленном парке "Сокольники" в большом розарии я наблюдала, с каким удовольствием посетители фотографируют роскошный цветок - водяную лилию, но при этом зачем-то бросают в пруд монетки. Причем некоторые, упражняясь в меткости, стараются попасть монеткой прямо в сердцевину цветка.
Андрей Лысиков: Умение наслаждаться красотой природы требует внутренней культуры, которой нам, увы, не хватает.
"Сады любви" - так вы назвали одну из своих книг. Сад способен вдохновить нас?
Андрей Лысиков: Книга появилась случайно. Все начиналось с рассуждений о чувственности сада - она выражается в игривой форме плодов, цветочных ароматах, многообразии природных афродизиаков. Природа рождает в нас потребность любить.
В окружении красоты трудно испытывать злобу. Недаром во всех религиях мира сад является воплощением рая. Так мы представляем себе блаженство, в котором мечтаем пребывать вечно.
1. Прежде чем устраивать сад, определитесь с его стилистическим решением. Оно будет зависеть не только от ваших вкусов, но и от климата, рельефа, особенностей местности.
2. Если на все не хватает сил и средств, начинайте освоение участка с какой-нибудь одной зоны, постепенно продвигаясь далее в соответствии с разработанным проектом.
3. Нарисуйте, хотя бы очень условно, проект будущего сада, отметьте, где будут находиться автостоянка и зона отдыха, где плодовый сад, цветники, как пойдут дорожки.
4. Тщательно выбирайте растения для посадки, учитывая не только их декоративные качества и размеры во взрослом состоянии, но также их экологические требования и зимостойкость.
5. Если на все не хватает сил и средств, начинайте освоение участка с какой-нибудь одной зоны, постепенно продвигаясь далее в соответствии с разработанным проектом. Ваше усердие будет впоследствии вознаграждено тенистой прохладой древесного полога, упругостью изумрудного газона, красотой и ароматом цветов.