Правительство России выступило с инициативой масштабного реформирования Российской академии наук, предложив принятие федерального закона. Почему для этого необходим специальный правовой акт?
Владимир Лафитский: В настоящее время правовой статус Российской академии наук регулируют два основных акта - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Устав Российской академии наук, утвержденный Постановлением Правительства в 2007 году. Но такой формат правового регулирования оказался недостаточным для развития Академии.
А как обстоит дело за рубежом? Есть ли практика принятия специальных законодательных актов, регулирующих статус национальных академий наук?
Владимир Лафитский: Практика принятия специальных законов, закрепляющих особый статус национальных академий наук, имеет достаточно широкое распространение. В Австрии такой Федеральный закон был принят в 1946 году, в Болгарии - в 1991-м, в Корее подобный закон вступил в силу в 2002-м, в Польше - в 2010-м.
Специальные законодательные акты о статусе национальных академий приняты в Беларуси, Таджикистане, в некоторых других бывших республиках СССР, разделяющих с Россией общие научные и правовые традиции.
В чем преимущества таких специальных актов?
Владимир Лафитский: Такие акты позволяют отразить особенности статуса национальных академий наук, как организаций, наделенных определенными публичными функциями. Например, по проекту предложенного федерального закона Российская академия наук будет проводить по поручению органов государственной власти экспертизу крупных научно-технических программ и проектов.
Впервые в истории она наделяется функциями научно-консультативного и экспертного органа Российской Федерации. Это может существенно усилить влияние науки на принятие государственных решений и будет способствовать внедрению в жизнь результатов научных исследований.
В этой связи следует отметить, что инициативы нормативно-правового закрепления таких функций уже давно выдвигались самой Академией.
Одна из ключевых идей законопроекта - укрепление связи институтов, других учреждений Российской академии наук с государственными органами. Насколько эффективной она окажется, покажет время.
Обращает внимание заметное расширение функций Российской академии наук по координации фундаментальных и поисковых научных исследований. С этой целью проект закона предусматривает обязанность научных организаций и образовательных учреждений, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, ежегодно представлять в Российскую академию наук отчеты о проведенных исследованиях, финансируемых за счет бюджетных средств. Академия будет проводить мониторинг и оценку результативности деятельности государственных научных организаций. Такие меры могут заметным образом усилить влияние Российской академии наук не только на академические, но и на другие научные и образовательные центры.
Сейчас много споров по вопросу слияния трех академий. Как вы оцениваете эту идею?
Владимир Лафитский: Предусматривается слияние Российской академии наук с Российской академией медицинских наук и Российской академией сельскохозяйственных наук. Такое объединение позволит объединить ученых, работающих в одном научном направлении, и расширить спектр междисциплинарных исследований, как наиболее перспективных форм научного познания.
Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы процесс реформирования академий прошел успешно?
Владимир Лафитский: Особое значение имеют переходные положения законопроекта, которые призваны определить не только алгоритм реформы, но и минимизировать ее возможные негативные последствия. Необходимо детально проработать развивающие их подзаконные акты, не забывая, что речь идет прежде всего о судьбах большого числа ученых, которые решают важные для страны задачи.