Сегодня в стране разбирается много судебных дел, связанных с нарушением законодательства о конкуренции. Очевидно, что в этом направлении особенно важна для бизнеса адекватная антимонопольная политика, которая должна помогать развитию конкуренции, а не становиться дополнительной административной нагрузкой на бизнес? И в этом направлении необходимы изменения в законодательстве.
В частности, в настоящее время антимонопольное законодательство устанавливает требования к любым торгам вне зависимости от субъекта их проведения. Согласно статье 17 "Закона о защите конкуренции", антимонопольный орган имеет право публичного иска о признании торгов недействительными в отношении любых торгов, а нарушение этих требований рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.
Результатом принятия данной нормы стал массовый отказ частного сектора от конкурсных процедур при закупках - предприниматели не хотели проблем с ФАС России. Это, в свою очередь, привело к росту цен на закупаемые сырье, материалы и оборудование, росту издержек и потере конкурентоспособности.
Для преодоления сложившейся ситуации следует вывести частные торги из-под действия контроля антимонопольного органа. Важно отметить, что это не исключает частно-правовой защиты как участников, так и организаторов торгов согласно гражданскому законодательству, а также полномочий ФАС России по пресечению картельных сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на любых торгах.
Число сделок экономической концентрации, подлежащих предварительному согласованию с антимонопольным органом, остается значительным, особенно по сравнению с крупными развитыми экономиками. Так, в 2012 году в ФАС России рассмотрели почти в 4 раза больше сделок по слияниям, чем антимонопольные органы США, при том, что рынок слияний и поглощений примерно в 15 раз больше российского. В сопоставимых с российской экономиках Франции и Великобритании согласовывается в 20 и 50 раз меньше слияний соответственно.
Неоправданно высокие административные барьеры при контроле слияний не только тормозят, но и ведут к снижению иностранных инвестиций в Россию.
Полная отмена уведомительного и предварительного контроля над всеми сделками внутри группы лиц, на мой взгляд, привела бы к его либерализации.
Кроме этого, распространение практики предупреждения и предостережения на все правонарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией, существенно бы снизило объем самих подобных нарушений.
Участники бизнес-форума совместно с представителями ФАС приняли решение по нескольким пунктам: о введении нижнего порога доли рынка в 35 процентов, о наличии антимонопольного контроля за торгами негосударственных компаний, о внесении изменений в статью 178 УК РФ с целью снижения рисков уголовного преследования для бизнеса.
Хочется надеяться, что предложения будут восприняты и приведут к оздоровлению экономики.