Ольга Седакова, поэт, кандидат филологических наук:
Меня несколько удивила статистика, приведенная на 11-й полосе "РГ", будто выпускники не торопятся устроиться на работу после окончания вуза. Как минимум возникает вопрос - на что они собираются существовать? Но если это действительно правда, хотелось бы верить, что не лень-матушка является доминирующей причиной такой нерешительности, а все-таки проблемы с трудоустройством. В крайнем случае, родители с достатком, которые позволяют своим детям больше отдыхать. Но это уже вопрос воспитания, а не менталитета.
Для любой работы важны, пожалуй, три обстоятельства: желание трудиться, помощь в устройстве и, разумеется, достойная зарплата. Раньше все эти факторы, в особенности первые два, уживались вместе. Людям даже в голову не приходила дилемма - работать или еще немного подождать. Но этому способствовало и то, что после университета следовало распределение по местам работы. Сейчас, насколько мне известно, такое распределение существует далеко не во всех вузах.
В любом случае, безработица среди молодежи действительно существует, и с ней необходимо бороться. Главное, определиться, какими способами. Да, в свое время существовал известный закон, направленный на борьбу с тунеядством. Но я твердо убеждена, что подобные меры ужасны, даже в критические моменты истории. Принудительный труд бывает только в определенных учреждениях, а о какой свободе личности можно тогда говорить? Нужно двигаться в других направлениях. Во-первых, предлагать достойную заработную плату. Во-вторых, с уважением и пониманием относиться к молодым специалистам. В-третьих, давать возможность карьерного роста, дабы молодой человек не считал, что проработает всю жизнь на ущербной должности.
Существует ряд профессий, традиционно востребованных в России; там нужны специалисты, чей труд хорошо оплачивается. Это, конечно, хорошо и правильно. Но я, как гуманитарий, прекрасно знаю, каково у нас приходится филологам, историкам, преподавателям и прочим профессиям данной направленности. Многие студенты поступают в гуманитарные вузы, думая, что у них призвание к истории или языкам, но в итоге понимают, что больших денег им не видать, и частенько уходят в коммерцию. Складывается ощущение, что для таких наук мало места не только в профессиональной сфере, но и в самом обществе. Между тем любой здравомыслящий человек понимает, что на гуманитарных науках держится очень многое, и эти сферы также нужно финансировать.
Наконец, сейчас разрушены связи между местами, где нужны специалисты, и учебными заведениями, где их готовят. Пока эти связи не будут восстановлены, дисбаланс между потребностями работодателей и желаниями молодых соискателей никогда не исчезнет.