Доход от текстовых сообщений составил в 2011 году 5,9 млрд долларов

Сервис передачи сообщений, который позволяет принимать и передавать текстовые сообщения на мобильных устройствах в реальном времени - MIM (Mobile Instant Messaging), становится все популярнее среди пользователей смартфонов. В качестве коммуникационного канала мессенджеров используется мобильный доступ в Интернет (3G, 4G, Wi-Fi).

По оценкам Informa Telecoms & Media, доход от MIM составил в 2011 г. $5,9 млрд, или около 4% доходов от всех типов мобильных сообщений (SMS, MMS, E-mail, IM), а мировой трафик MIM (операторов и OTT-провайдеров) - 1,6 трлн сообщений, что соответствует 17% всех мобильных сообщений в год. "Количество сообщений MIM в 2012 г. оценивается в 2,2 трлн, что составляет 20% всех мобильных сообщений", - отмечается в исследовании компании J son & Partners Consulting.

Эксперты отмечают, что традиционные операторы связи уже применяют разные стратегии для снижения и предупреждения рисков падения доходов от традиционных SMS-сервисов. Они самостоятельно внедряют MIM-сервисы, снижают привлекательность использования сторонних MIM-сервисов за счет изменения тарификации услуг передачи данных, создают общеотраслевые проекты и инициативы для внедрения мобильных IP-сервисов сообщений или даже блокируют или запрещают использование своим абонентам ОТТ-сервисов. По прогнозам Informa Telecoms & Media, количество передаваемых MIM-сообщений с 2013 по 2015 год удвоится - с 3,2 трлн до 6,3 трлн сообщений соответственно. При этом доля MIM в объеме мирового трафика мобильных сообщений достигнет 32%.

По данным J son & Partners Consulting на март 2013 года, в глобальном масштабе SMS остается ключевой услугой среди других типов мобильных сообщений (MMS, E-mail, IM). Сервис традиционных коротких сообщений востребован, демонстрирует положительную динамику доходов и трафика в мире.

"В целом уровень замещения традиционных SMS услугами MIM будет зависеть от ряда факторов, таких как проникновение широкополосного мобильного Интернета и смартфонов, а также от выбранной продуктовой стратегии и ценообразования мобильных операторов на услуги, в частности на услуги SMS и мобильного доступа в Интернет", - отмечают аналитики J son & Partners Consulting.

Российские операторы пока не видят серьезной конкуренции со стороны голосовых сервисов и мессенджеров. "Пока развитие онлайн-мессенджеров существенно не отражается на спросе на SMS-сообщения в России. Слабым местом подобных интернет-сервисов остается невозможность обмена данными между пользователями различных приложений, в то время как услуги операторов предусматривают возможность вызовов и отправки сообщений абонентам любых операторов: к примеру, невозможно отправить сообщение от пользователя Skype пользователю WhatsApp, в то время как SMS гарантированно получит абонент любого оператора. Кроме того, сервис SMS доступен пользователям любых, даже самых простых моделей мобильных телефонов, - объяснили "РБГ" в МТС. - В то же время в перспективе - с ростом популярности смартфонов и мобильной передачи данных - ОТТ-сервисы могут составить значительную долю интернет-трафика в операторских сетях. Для того чтобы это не отразилось на качестве связи для всех абонентов, очень важно уже сейчас разработать экономические стимулы для владельцев таких сервисов соинвестировать в развитие сетей операторов".

Эксперты компании МегаФон убеждены, что число отправленных сообщений, как и число активных пользователей SMS, постепенно увеличивается: "Например, в 2012 году по сравнению с 2011 годом число отправленных SMS увеличилось почти на 12%. По этим цифрам видно, что активного роста SMS-трафика нет, но наблюдается устойчивая положительная тенденция".

"Пока проникновение Voip-сервисов и мессенджеров невелико. Безусловно, операторам стоит учитывать опыт западных операторов в разработке дополнительных маркетинговых инициатив для своих абонентов", - отметили в компании Билайн.