В "зону риска" попали отдельные муниципальные образования Волгоградской, Московской, Амурской, Калининградской, Владимирской, Тюменской, Омской, Курганской, Тверской, Свердловской, Орловской, Архангельской областей, Башкортостана, Коми, Пермского и Ставропольского краев. Всех их объединяет то, что в структуре платежа местных жителей за комуслуги преобладает плата за электро- и газоснабжение. А они с 1 июля подорожали заметно: тарифы на газ выросли на 15%, на электроэнергию - на 12-15%.
Президент, напомним, распорядился ограничить рост платежей населения 6% в среднем по году. То есть с 1 июля они должны увеличиться не больше чем на 12%. При этом в мартовском поручении правительства за подписью вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего ЖКХ, отмечалось: в некоторых муниципалитетах платежи могут подрасти в среднем на 15% - 7,5% в среднегодовом исчислении.
В ФСТ "РГ" подтвердили, что по отдельным муниципальным образованиям, где в структуре совокупного платежа преобладает плата за услуги по электроснабжению и газоснабжению, рост платы может составить 7,5% в среднем по году. Служба провела мониторинг возможного изменения платы граждан с 1 июля. Наиболее высокий прирост платы возможен, когда речь идет об особо благоустроенных домах и может коснуться лишь некоторых категорий населения или даже отдельных граждан. В целом же рост платежей граждан за услуги в 2013 году в среднем по стране не превысит 6%, заверяют в ФСТ.
"Сверхрост" компенсируют власти
Многие регионы, в которых рост тарифов на услуги ЖКХ оказался выше предельной планки, предпринимают дополнительные меры социальной поддержки населения.
В Челябинской области экономически обоснованным признан рост тарифов на 16-17%, сообщил "РГ" зампред регионального правительства Сергей Шаль. "Снижая тарифы до 12%, мы вынуждены компенсировать поставщикам ресурсов эту разницу. Это сделано, чтобы люди не платили больше", - пояснил чиновник. На субсидии поставщикам из бюджета будет выделено около 500 млн. рублей.
Второе изменение касается адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. "Если у человека по каким-то объективным или субъективным причинам суммарный платеж вырастет больше чем на 12%, то, представив свои затраты, человек получит компенсацию, - рассказал Сергей Шаль. - Таким образом, суммарный рост тарифов ЖКХ для южноуральцев с 1 июля не должен превысить 12%". Предусмотрены субсидии для малоимущих граждан. Субсидии будут иметь заявительный характер и привязаны к совокупному доходу семьи.
"После утверждения новых региональных стандартов будет произведен перерасчет льгот на оплату ЖКУ в беззаявительном порядке. До этого момента социальные выплаты на коммунальные услуги будут начисляться в прежнем размере, с последующим перерасчетом", - пояснила "РГ" начальник департамента соцзащиты Томской области Ирина Трифонова.
Сегодня льготы на оплату ЖКУ и жилищная субсидия выплачиваются ежемесячно в размере, исходящем из региональных стандартов стоимости ЖКУ. В Томской области их получает почти 210 тыс. жителей.
В Тюменской области власти приняли решение: если ЖКУ подорожают более чем на 12 %, превышающую разницу заплатит бюджет. В регионе предусмотрен удобный механизм субсидирования: в квитанции в графе "льготы, субсидии" отражается "сверхрост" по каждой услуге. Сверхрост потребитель не оплачивает. Субсидия предоставляется напрямую поставщикам. Механизм отсечения "сверхроста" планируется применять до 1 июля 2014 года.
Минус из семейного бюджета
Стоимость коммуналки, согласно анализу агенства "РИА Рейтинг", больше всего бьет по семейным бюджетам жителей самых отдаленных восточных регионов
- Приамурья, Камчатки, Магаданской области, где доля расходов может достигать 12-14% семейного бюджета. А самый низкий показатель в Чечне - менее 1%, по 5-7 %. платят Башкирия, Алтай, Тува, Астраханская область. Здесь уровень жизни невысок, но расходы на ЖКХ субсидируются, отмечают эксперты.
Среднероссийский показатель в 2012 году составил 8,8%. 12% доходов тратят на ЖКХ жители Рязанской и Смоленской областей, свыше 11% - в Московской и Владимирской областях. На фоне подмосковных 11,78% гораздо благополучнее выглядит Москва - 6,73%.
По сообщениям корр. "РГ"
Дмитрий Гордеев, эксперт Института экономики города
- Идея с ограничением роста тарифов и платежей может быть хороша лишь до определенного момента. Коммунальная инфраструктура в России сильно изношена. К примеру, около 50 процентов водоканалов сегодня поставляют населению воду, которая не соответствует нормам по качеству, установленному для питьевой воды Роспотребнадзором.
На то, чтобы привести ее в порядок, требуются миллиарды рублей. Единственный вариант решения проблемы - установить экономически адекватный тариф на каждый вид коммунального ресурса, соответствующий потребностям конкретной организации. Потому что инвесторы, на которых мы так рассчитываем, согласятся вкладывать деньги в эту отрасль только при условии, что эти вложения не только окупятся, но и принесут прибыль.
Одновременно нужно сделать так, чтобы субсидии, то есть финансовая помощь от государства, которую получает население, выплачивались не всем подряд, безадресно, а только тем, кто действительно в них нуждается. Тогда и коммунальная отрасль получит средства на модернизацию, и люди будут защищены.