Президент: Московский авиаузел должен отвечать передовым стандартам

Вчера президент провел совещание по развитию аэропортов Московского авиационного узла (МАУ). Его нужно превратить в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня, обозначил он.

МАУ должен отвечать передовым стандартам глобальной инфраструктуры авиаперевозок. "Это одно из ключевых условий успешной реализации нашего инвестиционного, транзитного и туристического потенциала", - пояснил президент. Еще это стимул для создания новых рабочих мест, шаг к укреплению Москвы как крупного мирового научного, культурного, делового центра.

В Шереметьево, Домодедово, Внуково сделано уже много: появились современные терминалы, обновляется аэродромная инфраструктура. Повысилась пропускная способность, а по объему пассажирских перевозок МАУ вошел в десятку крупнейших авиаузлов в мире. Нужно, чтобы столичные аэропорты работали бесперебойно, обеспечивали надежную транспортную связанность страны, подчеркнул президент.

Успех в глобальной конкурентной борьбе обеспечивается большим числом рейсов, удобными стыковками и быстрыми таможенными процедурами, перечислил Путин. Все это можно организовать в рамках крупного авиатранспортного комплекса на базе МАУ. Этот вопрос уже обсуждался, речь шла о синхронном развитии инфраструктуры, повышении прозрачности и результативности использования средств и формировании активов, привлекательных для частных инвестиций.

Есть несколько точек зрения, и Путин предложил их высказать. Но при этом не забывать, что все аспекты развития авиаузла должны быть тщательно проработаны. Ведь аэропорты в разном состоянии, а с каждым оператором - свои отношения. Нельзя перекладывать затраты на плечи пассажиров, предостерег Путин. Нужны понятные источники финансирования. И сроки нужно соблюдать: мероприятия по развитию аэродромной инфраструктуры МАУ прописаны в ФЦП по развитию транспорта.

Вопрос развития МАУ обсуждается не первый раз на самом высоком уровне, но вчера были приняты исторические решения, сообщил министр транспорта Максим Соколов. Консультанты представили анализ роста пассажиропотока - 12 % в год. К 2030 году он составит около 180 млн пассажиров. Но "московский воздух" может пропустить лишь порядка 144 млн: трех аэропортов недостаточно. Нужен еще, но пока не решено, какой. Может, аэропорт Ермолино, может, в Клину, может, другой - вариантов много.

В ближайшее время нужно консолидировать в рамках каждого из аэропортов все "бизнесы" на его периметре - чтобы центр прибыли был в одной компании с российскими владельцами. Причем туда должен войти хотя бы один заправочный комплекс.

Нужно также консолидировать земельные участки, взлетные полосы и рулежные дорожки: они должны управляться Росимуществом, а потом их передадут в концессию. Управлять имуществом будет единая госкомпания. "Важно, что все нити управления развития МАУ будут в одних руках", - пояснил Соколов.

Общая нехватка средств на развитие МАУ - порядка 220 млрд рублей, признал министр. Их будут привлекать из внебюджетных источников.