Свердловский театр отмечает юбилей премьерой мюзикла "Обыкновенное чудо"

В эти дни премьерой спектакля "Обыкновенное чудо" отмечает свое 80-летие Свердловский академический театр музыкальной комедии - один из ведущих театров страны в жанрах оперетты и мюзикла.

Этот театр был создан в трудные 30-е по инициативе - современный читатель изумится - городских партийных органов. Рабочему городу нужен веселый театр - решил умный партиец, и театр возник. И с первых шагов завоевал и любовь зрителей и популярность в стране. Именно в этом театре рождались классические оперетты Дмитрия Кабалевского, Юрия Милютина, Георгия Свиридова, Оскара Фельцмана, именно этот театр первым из творческих коллективов "легкого жанра" в 1946 году получил Государственную премию за создание спектакля "Табачный капитан" из петровской эпохи - как сказали бы теперь, первого в стране исторического мюзикла. За театром прочно укрепилась репутация лаборатории отечественной оперетты - дух поиска неугомонного и азартного всегда определял атмосферу его спектаклей. На его сцене играли такие корифеи жанра, как Сергей Дыбчо, Анатолий Маренич, Мария Викс, Людмила Сатосова, Валентина Валента, Нина Энгель-Утина, Семен Духовный, Эдуард Жердер... Преемственность традиций обеспечила уникальная особенность этого театра: за все 80 лет в нем сменились только три художественных лидера, все - выдающиеся мастера жанра, его классики: Георгий Кугушев - Владимир Курочкин - Кирилл Стрежнев в редкостно плодотворном тандеме с креативным директором театра Михаилом Сафроновым. Когда-то Георгий Кугушев тщательно скрывал свое дворянское происхождение и даже поплатился за него, но оно все равно давало себя знать во врожденной интеллигентности, даже аристократизме этого театра, собиравшем в своем зале требовательную публику - от просвещенного слесаря до утонченного академика. Этим театр выделялся среди конкурентов по жанру, этим завоевал любовь в стране. Его многочисленные гастроли в Москве всегда собирали полные залы и проходили с настоящим триумфом, открывая публике неведомые москвичам раритеты Оффенбаха, Легара, Кальмана. "Спросите-ка в Свердловске иль в Одессе - наверняка вас там сумеют рассмешить!" - завистливо пели с телеэкранов московские ка-вэ-энщики после таких гастролей.

Когда-то, еще в 60-х, этот театр первым в стране поставил и зарубежный мюзикл, фактически открыв этот жанр советскому зрителю, - это был ныне легендарный "Черный дракон" Доменико Модуньо. С той поры он с успехом играл такое шедевры мирового "мюзиклового" репертуара, как "Моя прекрасная леди", "Хелло, Долли!", "В джазе только девушки", "Черт и девственница", "Оливер!", даже мало кому поддающийся "Кандид" Леонарда Бернстайна. А за последние десятилетия создал и собственную школу этого жанра - авторскую и актерскую. По его заказу были написаны и поставлены выдающиеся образцы мюзикла - исторического и современного, молодежного и "возрастного", драматического, пародийного, основанного на литературной классике: "Екатерина Великая" Сергея Дрезнина, "Ночь открытых дверей" Евгения Кармазина, "www. cиликоновая дура.net", "Мертвые души" и "Чирик кердык ку-ку" Александра Пантыкина, "Белая гвардия" Владимира Кобекина. Театр "легкого жанра" не раз замахивался и на "серьезную" музыкальную классику, ставя интереснейшие интерпретации Моцарта, Гайдна, Стравинского. В коллекции этого театра больше "Золотых масок", чем у любого из его собратьев по жанру.

Свое 80-летие Свердловская музкомедия собирается широко отпраздновать осенью, когда в Екатеринбурге на "Юбилейную октаву" соберутся его коллеги из музыкальных театров России  и из-за рубежа. А пока - вот эта премьера "Обыкновенного чуда" - мюзикла по мудрой сказке Евгения Шварца, который ничем не напоминает хрестоматийные трактовки нашего кино и театра и этим дерзок - ему предстоит завоевать симпатии зрителей с нуля. Необычные костюмы, парадоксальная сценография, авангардная режиссура Дмитрия Белова, новые смыслы, новые мелодии Геннадия Гладкова и вечно молодая история любви, способной и зверя сделать человеком.