Татьяна Полякова, писательница:
У меня в университете, ровно как и в школе, было много жестких преподавателей, которые следили за тем, чтобы работы сдавались вовремя, а учащиеся всегда готовились. Тогда легко могли поставить кучу двоек и даже отчислить. Сейчас я с благодарностью вспоминаю именно этих преподавателей, поскольку их предметы я знаю лучше всего. А вот на немецком я занималась всем, чем угодно, кроме самого немецкого языка, что мне аукнулось во время посещения Германии. Иначе говоря, главное - желание учиться и стимулирующие его факторы, с коими сейчас в российском образовании большие проблемы.
Критиковать легче всего, и сейчас говорят очень много о недостатках системы образования - все это, возможно, правильно и справедливо. Но нельзя забывать про самих себя. Я часто встречаюсь с выпускниками и замечаю, что ребята, которые заканчивают, скажем филфак, имеют уровень знаний, сравнимый с уровнем средней школы тридцатилетней давности. Они не читают, не стремятся к саморазвитию и практически лишены возможности рассуждать логически. Это связано не только с тем, что сейчас все заполонили компьютеры, которые могут нести как позитивную, так и негативную функцию. Это связано и с тем, что сами преподаватели стали меньше требовать со студентов и доказывать всеми своими силами, что учеба должна стоять на первом месте. Проще поставить удовлетворительную оценку и отпустить студента восвояси, чтобы не встречаться осенью. А ребенок сам не поймет, что учиться надо. Родители тоже способны доказать это лишь на своем примере, но не у всех получается.
Это, скажем так, психологический аспект. Но есть еще материальный. Помогать университетам надо, тему их конкурентоспособности "РГ" как раз поднимает на 3-й полосе. Но помогать всем. Я твердо убеждена, что в России должно быть бесплатное образование. Нас часто сравнивают с Западом, говоря, что там институты тоже платные. Это правда, но люди, выступающие за такую идею, забывают, что на Западе есть огромное количество способов сэкономить на обучении, особенно если ты способный ученик. Кроме того, если у нас не такая сильная тяга к знаниям, как лучше можно ее стимулировать, кроме как доступностью?
У нас есть вузы, которые на протяжении многих лет удерживают свои позиции. В советское время были сильные методики, мощный преподавательский состав, люди понимали, что в такого рода учебных заведениях престижно работать. Костяк таких вузов сохраняется долгое время и задает тон, даже несмотря на то, что кто-то уезжает из страны. Но эта планка, к сожалению, не вечна и если ее не поддерживать, наше образование, увы, сведется к нулю.