Новый закон закрепил последовательность двух стадий обжалования

Президент России Владимир Путин подписал закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. Документ направлен на создание благоприятных для налогоплательщиков условий урегулирования споров без обращения в суд. Эта инициатива положительно отразится на спорах налогоплательщиков с налоговиками, так как устанавливается четкая и ясная процедура обжалования решений налоговиков. Подробнее о нем "Российской бизнес-газете" рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов.

Сергей Ашотович, какое значение новый закон имеет для развития налоговой системы в целом?

Сергей Аракелов: С принятием этого закона фактически заканчивается процесс гармонизации института "обязательного досудебного урегулирования" в российском налоговом законодательстве и полноценного внедрения его в налоговую систему. Этот процесс начался в 2009 году, когда была введена специальная система обжалования решений налоговых органов по налоговым проверкам. За это время нами была оценена эффективность досудебного, "претензионного" порядка урегулирования споров в налоговой сфере, выработаны пути его дальнейшего совершенствования. И сейчас законом создается единая, унифицированная система урегулирования всех налоговых споров, которая позволяет в административном порядке разрешать конфликты и не доводить их до суда. Эта практика широко известна за рубежом, но создание в определенной государственной сфере отдельной структуры, предназначенной для обязательного досудебного рассмотрения жалоб, происходит в российском законодательстве впервые.

На что направлен этот закон и какие выгоды он дает налогоплательщикам?

Сергей Аракелов: Закон закрепил четкую последовательность двух стадий обжалования - досудебную и судебную. При этом досудебный порядок нуждался в разработке целого ряда процессуальных налоговых норм, которые и были введены этим законом. Документ предусмотрел понятную процедуру обжалования в вышестоящий налоговый орган, ввел ускоренную процедуру рассмотрения споров в 15 дней, увеличил срок на обращение в налоговые органы по апелляционным жалобам до 1 месяца и по действиям (бездействиям) до года, а также предоставил возможность в случае несогласия с решениями по жалобам обратиться в Федеральную налоговую службу. Это единая административная и бесплатная процедура досудебной защиты прав налогоплательщиков. Такой порядок по сравнению с судебным порядком более выгоден для налогоплательщиков, так как позволяет оперативно и с наименьшими затратами защитить свои права.

Когда вступают в силу новые правила?

Сергей Аракелов: Мы предусмотрели, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.

Как введенная система урегулирования споров соотносится с международной практикой?

Сергей Аракелов: Мы в своей работе использовали лучший мировой опыт. Во многих странах обязательным условием подачи судебного иска является обращение в налоговый орган с жалобой для урегулирования спора. Практика показывает, что "система пересмотров" своих собственных решений не только способна исключить множество возникающих конфликтов, но и дает возможность налоговым органам постоянно совершенствоваться. Вышестоящие налоговые органы, "пересматривая" решения территориальных налоговых органов, формируют единую правовую позицию по вопросам налогообложения. Налоговые органы руководствуются ею при проведении новых налоговых проверок, а налогоплательщики, получая такие решения, могут в дальнейшем избежать налоговых претензий. Все это способствует тому, что количество как жалоб, так и судебных дел снижается ежегодно, до суда доводится минимальное количество споров.

Планируется ли развивать иные внесудебные методы урегулирования налоговых споров?

Сергей Аракелов: Мы должны ориентироваться на передовой международный опыт, тем более что многие уже разработанные и применяемые в странах - членах ОЭСР механизмы и инструменты внесудебного рассмотрения налоговых споров могут быть гармонично интегрированы и в нашу налоговую систему, и среди них мировые соглашения, различные ускоренные процедуры рассмотрения споров, использование института налоговых консультантов.

Есть ли положительные шаги по интегрированию внесудебных механизмов, используемых зарубежными странами, в российскую налоговую систему?

Сергей Аракелов: Сейчас важным направлением является изменение подходов к налоговому контролю добросовестных налогоплательщиков. Например, заключение между налогоплательщиками и налоговыми органами соглашений о "расширенном взаимодействии" (горизонтальном мониторинге) позволяет организации фактически еще до совершения сделки определить свои налоговые обязательства и тем самым не только повысить уровень правовой определенности, но и исключить возникновение конфликтов с налоговыми органами в дальнейшем. В прошлом году Федеральная налоговая служба заключила пять таких соглашений с крупнейшими налогоплательщиками. Использование таких подходов позволяет перераспределить ресурсы для усиления контроля в отношении недобросовестных налогоплательщиков, а также уделять повышенное внимание сложным методологическим вопросам. Уверен, что горизонтальный мониторинг может стать эффективным инструментом не только для снижения споров, но и для дальнейшего совершенствования налогового законодательства.

Налогоплательщики сталкиваются с конфликтами не только в налоговой сфере. По вашему мнению, возможно ли использовать подобные процедуры в других государственных органах?

Сергей Аракелов: Несмотря на существенное снижение судебных дел с налоговыми органами, мы видим, что в судах рассматривается очень много споров с другими государственными службами. Система досудебного урегулирования, о которой мы говорим, уже показала свою эффективность, и опыт, который накоплен ФНС за эти годы, является уникальным. На мой взгляд, сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы данный механизм использовался другими государственными органами для снижения конфликтности в обществе.

Справка "РБГ"

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, в 1990-х и 2000-х постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60%. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ была изменена процедура судебной защиты - с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и затем в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых - институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Начиная с 2006 года в системе налоговых органов стали создаваться специализированные подразделения налогового аудита, в чьи задачи входит объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда, доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений. Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров уже в первые два года (2006-2007 гг.) свидетельствуют о том, что налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора. Так, по состоянию на конец 2007 года темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке. Начиная с 2010 года наблюдается тенденция сокращения числа жалоб в среднем на 10% ежегодно.

Результатом качественного досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему. Согласно данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15-20%.