Сегодня в соответствии с НК исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться несколькими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика. Этот перечень дополняется банковской гарантией. В НК добавят статью 74.1, регламентирующую порядок, условия предоставления банковской гарантии, требования, предъявляемые к банкам и банковской гарантии. Предполагается, что банковская гарантия должна быть представлена в налоговый орган при подаче заявления об отсрочке или рассрочке уплаты налога и сбора.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой и обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога. Срок ее действия должен заканчиваться не ранее чем через шесть месяцев со дня окончания срока исполнения обязанности по уплате налога.
"Поправками вводится перечень случаев, когда налоговый орган принимает решение об отзыве неисполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков в счет уплаты задолженности по налогам, пеням и штрафам. К таким случаям, в частности, относится исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, в том числе в связи с произведенным расчетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии с Налоговым кодексом. Законопроект устанавливает возможность по просьбе налогоплательщика (организации, в отношении которой было принято решение об аресте имущества) замены налоговым органом ареста имущества на его залог", - пояснила директор департамента абонентского обслуживания МКПЦН Татьяна Винокурова. На пользу налогоплательщикам пойдет и увеличение с 15 дней до одного месяца срока на представление возражений на акты налоговых проверок.
Эксперты позитивно оценивают эти новшества. "Безусловно, подобное регулирование уплаты налогов и сборов - идея вполне жизнеспособная. Закон о банковских гарантиях в налоговой сфере существенно расширит полномочия и возможности банков в работе, в том числе с предпринимателями. Во-первых, для банков это станет одной из форм контроля за состоянием дел своего клиента, а для клиента - это возможность уже на этапе выбора кредитной организации делать ставку на крупные банки с хорошей репутацией (наличие лицензии в течение не менее пяти лет, собственных средств не менее 1 млрд руб., соблюдение нормативов ЦБ в течение последних шести месяцев, отсутствие требования ЦБ по финансовому оздоровлению). Сегодня для развития бизнеса предприниматели часто вынуждены обращаться за заемными средствами не только в банки, но и в различные благотворительные фонды (особенно это актуально для представителей бизнеса в соцсфере, социальных предпринимателей). Подобный инструмент - банковская гарантия, - вполне возможно, даст дополнительные преференции для предпринимателей при выборе кредитной организации", - уверен директор направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский.
По его мнению, банковская гарантия по уплате налогов и сборов может упростить для физического лица предоставление отчетности в налоговые органы на срок от полугода, если взаиморасчеты будут проходить по этой системе, что особенно актуально, если основной налогоплательщик находится, например, за границей. В законе не прописан максимальный размер банковского процента за предоставление услуги по такой гарантии. Здесь, считает Владимир Яблонский, есть поле для дальнейшего законодательного урегулирования. Возможность замены налоговым органом ареста имущества на его залог (по просьбе налогоплательщика - организации, в отношении которой было принято решение об аресте имущества) - очень важное решение и давно назревшее.
Эти меры можно было принять и раньше. "Даже странно, что это вводится только сейчас. Подобная практика у импортеров в отношениях с таможней появилась еще в начале 1990-х годов. На взаимоотношения "Налогоплательщик - ФНС" банковская гарантия очень хорошо ляжет. Интересно, конечно, это в первую очередь крупным налогоплательщикам и обслуживающих их банкам. Первым это позволит улучшить управление оборотными средствами, вторым - заработать. Требования к банкам достаточно лояльные, поэтому монополизма на этом рынке не будет точно", - уверен директор московского офиса "Tax Consulting U.K." Эдуард Савуляк.