Публичное объявление рокировки в Большом театре прошло в экспресс-режиме и в отсутствие труппы: лаконичные речи для прессы, рукопожатия, букеты. Министр Мединский отметил, что действия министерства не являются спонтанными, а складываются в общую концепцию министерства культуры и правительства по обновлению и реформированию учреждений культуры. Владимир Урин поблагодарил за честь - возглавить Большой театр и лично Анатолия Иксанова за поддержку его кандидатуры и за предложенную помощь "максимально ввести в курс дела". Сам Анатолий Иксанов был еще лаконичнее, сказав одну фразу: "Все 13 лет мы работали как единая команда, единый коллектив. Спасибо Большому!" Последняя реплика гендиректора прозвучала надрывно. Известно, что Анатолий Иксанов покинул пост по собственной инициативе, обратившись к руководству страны с просьбой об отставке. Причина: непрекращающиеся скандалы и междоусобные войны в Большом театре, исчерпавшие его внутренние ресурсы.
Между тем, с именем Анатолия Иксанова связана целая эпоха Большого театра, которую можно назвать революционной. Он пришел в Большой в 2000 году вслед за уволенным с этой позиции знаменитым танцовщиком Владимиром Васильевым. Главный театр страны находился тогда в критическом состоянии: постоянные кадровые перетряски, смены руководителей, скандалы, мошеннические организации, устраивающие сомнительные гастроли артистов под маркой Большого театра, низкое финансирование, падение уровня труппы, необходимость реконструкции исторического здания. Претензиями к театру были его "патриархальность", творческая стагнация, отсутствие новых имен в афише, скудный выпуск премьер. Анатолий Иксанов как опытный театральный менеджер был призван реформировать сложившуюся ситуацию, а главное - провести сложнейшую реставрацию исторического здания и создать современный менеджмент.
В итоге все тринадцать лет работы Анатолия Иксанова в должности главы Большого театра прошли для него в экстремальном режиме: сначала - завершение строительства Новой сцены Большого театра, позволившее труппе творчески не распасться в период реставрации исторического здания, следом - затянувшаяся на многие годы реставрация основной сцены, сопровождавшаяся громкими финансовыми и строительными скандалами. Осенью 2011 года историческое здание театра наконец открылось, и сегодня Большой театр имеет две сцены - Новую и Историческую, новый Камерный зал, новый комплекс театральных мастерских, дополнительные административные и репетиционные помещения. В те же годы в театре появился Попечительский совет, бюджет увеличился почти в десять раз, укрепились международные связи, возобновилась активная гастрольная жизнь оперной и балетной трупп. Большой театр разработал специальную гастрольную программу по российским регионам: "Большой театр - России". Были налажены и прочные связи с крупнейшими оперными домами Европы: с Ла Скала, Ковент Гарден, Парижской оперой, Венской Штатсоперой, чьи труппы выступают с гастролями на сцене Большого театра.
Впервые по примеру зарубежных коллег Большой театр начал делать записи на DVD и трансляции своих спектаклей в кинотеатрах мира, проводить абонементные концерты оркестра. Один из самых перспективных проектов театра последних лет - Молодежная оперная программа под руководством Дмитрия Вдовина, позволившая постоянно пополнять труппу молодыми артистами.
В "эпоху" Иксанова радикально сдвинулась и репертуарная политика театра. Количество премьер возросло с трех до десяти. В афише появились новые репертуарные названия - "Воццек" Берга, "Похождения повесы" Игоря Стравинского, "Летучий голландец" Вагнера, "Дитя и волшебство" Равеля, "Кавалер розы" Рихарада Штрауса. Специально по заказу театра были написаны и поставлены новые оперные и балетные партитуры, а "Дети Розенталя" Леонида Десятникова и либреттиста Владимира Сорокина вызывали такой взрыв негодования и восторгов, который едва ли не всю страну вовлек в дискуссию о природе современной оперы и современного искусства. На первую оперную сцену страны пришли выдающиеся драматические режиссеры и великие мастера оперной режиссуры - Роберт Уилсон, Грэм Вик, Дэвид Паунтни, Питер Конвичный, Эдмунтас Някрошус. Их постановки во многом изменили взгляд на оперную режиссуру в нашей стране.
В "классический" сюжет балета Большого вошла современная хореография и имена Уэйна МакГрегора, Матса Эка, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Анжелена Прельжокажа и многих других выдающихся мастеров. Особый период в Большом был связан с именем хореографа Алексея Ратманского: это не только постановки его балетов "Светлый ручей" и "Болт" на музыку Шостаковича, "Русских сезонов" и "Утраченных иллюзий" Леонида Десятникова, "Игры в карты" Игоря Стравинского, но и реконструкции исторических балетов - "Корсар", "Пламя Парижа", работа творческих мастерских современной хореографии. Балетная труппа Большого прочно вписалась в современный мировой контекст.
И это те достижения, которые было бы дико не замечать, объективно оценивая итоги тринадцатилетнего периода правления театром Анатолия Иксанова. При нем в театре началась другая творческая жизнь, порождающая, как все новое, конфликты. Многое в театре не принимали ни артисты, ни публика, желавшая видеть не только авангардный, но и традиционный театр. Увы, разрулить эти интересы у руководителя театра не получилось. Распри, шумные уходы и увольнения, общественная критика стали частью жизни театра. Последний сезон прошел под знаком криминальной разборки, связанной с борьбой за власть в театре и окончившейся страшной трагедией худрука балета Сергея Филина и увольнением главного оппонента руководителя театра Николая Цискаридзе. Именно эта ситуация, уже необратимая и подогретая СМИ, стоившая в итоге репутации Большому театру, и стала причиной, по которой Анатолий Иксанов решил оставить свой пост. Он всегда умел держать удар: молча, не ввязываясь в склоки. Молча он и ушел, сказав на прощание: "спасибо Большому театру!" На смену ему пришел следующий директор-менеджер - Владимир Урин. Удастся ли ему создать в Большом театре такую же живую, теплую атмосферу театра-дома, которую он культивировал в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко? Революции, во всяком случае, он не обещал. Она уже сделана.
Михаил Швыдкой:
За тремя громкими отставками, случившимися в июле, не надо искать никакого конспирологического сюжета. У каждой - свои причины, свои поводы и у каждой - свой смысл. Важно понимать, что Анатолий Геннадьевич Иксанов покидает театр, оставляя его своему преемнику в очень хорошем состоянии. Несмотря на ту пену, что поднимали СМИ вокруг театра в последние месяцы, он оставляет преемнику хорошо структурированный по системе управления, открытый и прозрачный механизм, который по достоинству занимает место в элитарном клубе оперных и балетных театров мира.
Иксанов - опытный директор, который за 13 лет сумел вынести и необходимость строительства Новой сцены, и реконструкцию исторической, параллельно реформируя экономическую жизнь театра, решая проблемы оперной и балетной трупп. Он покидает театр, оставляя трехлетнюю творческую программу развития, программу омоложения оперной труппы. Словом, Владимир Урин, который пришел на смену Иксанову, понимает, что ему надо не спасать театр, а следовать выработанному курсу. Тем более что Владимир Георгиевич - опытнейший театральный директор, который имеет сходный с Иксановым опыт в другом оперном театре. Он также занимался серьезной реконструкцией, улаживал отношения между различными интересами, которые неизбежно возникают внутри таких больших трупп. Словом, он опытный директор и многомудрый человек. Другое дело, что Большой театр - особое пространство, которое требует ежесекундного напряжения, и он также прекрасно это понимает. Пожелаем ему удачи.
Записала Алена Карась
Кадровые перемены в ведущих музыкальных театрах Москвы комментирует Александр Титель, художественный руководитель оперной труппы Академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Каковы ваши чувства по поводу кадровых перестановок?
Александр Титель: С точки зрения одного из руководителей нашего театра, я не могу не испытывать горечь и досаду. С Владимиром Уриным мы проработали 18 лет, многое вместе прошли и научились понимать друг друга с полуслова. Сегодняшнее состояние Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - результат этого творческого единства, полного взаимопонимания между нами и во всех отношениях классной работы генерального директора. Были у нас интереснейшие планы, которые мы собирались осуществить вместе, - воплотить их теперь будет значительно труднее. Но ситуация сложилась таким образом, что если нужно менять руководство Большого театра, то Владимир Георгиевич, на мой взгляд, - единственный человек, который столь опытен и компетентен, чтобы взять на себя эту огромную ответственность. Он высочайший профессионал, и выбор тех, кто так долго и упорно его уговаривал принять их предложение, на мой взгляд, единственно правильный.
Как отразится уход Владимира Урина на Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко?
Александр Титель: Пост генерального директора займет Ара Карапетян, который был успешным дирижером, а затем стал первым заместителем директора, прошел в этой должности большую школу и многому научился. Поэтому я уверен, что все наши стратегические и тактические планы, все наши творческие надежды остаются актуальными и будут результативно продолжены. Но крайне важно, чтобы в департаменте по культуре Москвы ясно понимали статус нашего театра, суть его проблем и помогали нам в этот сложный момент. Эти проблемы должен был решать в качестве директора Владимир Урин и, я уверен, решил бы их. Потому что такие проблемы решаются на высоком уровне. Но опыт и авторитет Урина теперь понадобятся для решения других проблем, и нам нужна помощь.
Помощь - в чем? Какие проблемы актуальны для вашего театра?
Александр Титель: Прежде всего связанные с жильем для артистов, для ярких талантливых индивидуальностей, которые театру необходимо собирать вокруг себя, заимствуя их из других городов России и стран СНГ. Нужна помощь, связанная с социальным статусом таких людей. Ведь если оплата труда дирижера или артиста в оперно-балетных театрах Европы вполне достаточна, чтобы снять или приобрести достойную квартиру, то в Москве это совершенно невозможно. Высокая планка театра требует постоянного обновления его труппы, собирания талантливых людей - и социальный момент здесь крайне важен. Кроме того, есть технические проблемы, связанные с недавней реконструкцией здания, с вводом в действие и отлаживанием сложной техники, где все еще много недоделок.
Владимиру Урину достается театр, в котором противоречия и скандалы достигли трудновообразимого накала. Вам за него не страшно?
Александр Титель: Я понимаю, что оставлять налаженное дело, в которое вложено столько любви и труда, расставаться командой людей, с которыми сроднился, всегда очень трудно. Дай Бог, как говорится, чтобы и там и здесь от перемен не стало бы хуже. Но среди достоинств Владимира Урина не последнее место занимают его дипломатические таланты - он умеет разруливать сложные ситуации и не раз это доказал делом. Профессиональные и человеческие качества нового директора Большого театра таковы, что можно быть настроенными оптимистично.
Вел беседу Валерий Кичин