"По общему правилу руководитель организации не вправе вести бухгалтерский учет лично. Исключения предусмотрены законом только в отношении малого и среднего предпринимательства. Тогда как интересы некоммерческих организаций остались не учтенными законодателем. Некоммерческие организации, не соответствующие параметрам, установленным для субъектов малого и среднего предпринимательства, лишены права на ведение бухгалтерского учета силами своего руководителя. Как следствие, НКО вынуждены нести существенные расходы по оплате бухгалтерских услуг специализированной организации либо увеличивать фонд оплаты труда для принятия в штат главного бухгалтера", - говорит Светлана Кузьменко, ведущий юрист департамента бухгалтерского учета аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа". Внесение изменений в главный бухгалтерский закон позволит НКО больше денег расходовать на свою основную деятельность.
Законопроектом предусмотрены исключения. Так, вести учет самостоятельно не смогут некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий год превысили три миллиона рублей, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании, политические партии и их региональные отделения или иные структурные подразделения, саморегулируемые организации, НКО, выполняющие функции иностранного агента.
Сама норма помогает НКО сэкономить деньги, но список исключений к ней вызвал у экспертов массу замечаний. "Учитывая ограничения, которые сопровождают данное изменение, количество НКО, которые получат возможность воспользоваться льготой, невелико. Хотя в пояснительной записке к законопроекту и указывается, что число НКО, которых коснется это изменение, сейчас более трех тысяч, данные о том, сколько их останется после применения исключения, не приведены", - говорит Елена Лазарева, руководитель проектов практики "Юридическое и налоговое сопровождение" консалтинговой группы "НЭО Центр".
Сергей Варламов, председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России, считает, что изменение является больше ограничением, чем льготой. По крайней мере для тех, кто уже пользуется услугами бухгалтера, но делает это неформально. "Порой руководитель принимает обязанности по ведению бухучета на себя лишь формально, в действительности за него бухучет подпольно ведет специалист за неафишируемую и необлагаемую налогами плату. В серьезной некоммерческой организации, действительно занимающейся решением важных социальных задач, руководителю приходится вести множество дел одновременно, где-то выступать, что-то организовывать, с кем-то договариваться. На скрупулезное и постоянное ведение бухгалтерского учета у таких людей элементарно нет времени, и даже без указания закона в таких организациях обязательно будет главный бухгалтер, да еще с отделом в придачу кому-то", - считает эксперт. Теперь тем НКО, которые относятся к ряду исключений, придется оформлять бухгалтеров официально со всеми соответствующими выплатами, взносами и налогами.
Сергей Литвиненко, адвокат компании "Налоговик", напротив считает, что авторы документа исключили из-под действия нормы много организаций, которые нуждаются в поддержке. "В список исключений попали социально значимые НКО: адвокатские и нотариальные образования, СРО, политические партии и их отделения, жилищные, жилищно-строительные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Думаю, что такие ограничения неизбежно приведут к удорожанию услуг НКО или увеличению взносов на их содержание", - говорит Литвиненко. Больше платить придется тем, для кого взносы являются обязательными. К примеру, членам СРО.
Есть у законопроекта и положительные аспекты. Он способствует сокращению расходов у целого ряда НКО и направлен на повышение доверия к ним. В первую очередь речь идет о благотворительных структурах. Ни для кого не секрет, что жертвователи благотворительных фондов или волонтеры не поддерживают большие бюджеты НКО, так как считают, что собранные средства должны в полном объеме переходить в руки нуждающихся. Поэтому устранение расходов на бухгалтера - лишний способ продемонстрировать, что собранные в некоммерческой структуре финансы идут на основные цели организации.