Баночки яркой гуаши, кисточки, листы, прикрепленные к газете, фартук - все это уже ждало меня на рабочем столе в "Школе креатива". Художник я - никакой. Даже в школе задания по рисованию - полянку с цветочками - за меня рисовал папа.
В классе - человек 60, от 5 до 75 лет. В такой пестрой компании смогу затеряться и пережить позор бездарности. Что меня можно научить рисовать за день, не верила.
Справа - солидный мужчина, на руке ролекс. Справа - яркая мадам с множеством браслетов, как любят дамы творческие, художницы в частности. Ну я попала!
Предложили нарисовать, что умеем. Соседка рисовала клубничку. Художница притворяется неучем, решила я. Мужчина чертил елку. Человек строгих решений! Я нарисовала убогий кораблик и солнце - уровень ребенка 3 лет, трезво дала я себе оценку. Ну чем богаты. "А теперь надпишите картинку, а когда станете знаменитыми художниками, продадите первый рисунок за большие деньги", - пошутила педагог Анна.
Потом мы рисовали фоны. Несколько точек любой краской, затем кисть в белую и закрашиваем. Получилось красиво: краски причудливо смешались, легли летящими радужными полосами. Что-то в этом было импрессионистское! О, я Моне и Сезанн фонов! Интересно, а есть художники, прославившиеся только фонами? "А теперь размашисто выходим за грани листа, на газету - выходим за рамки, мы свободны! - предложила педагог; мы весело заработали кистями. - А теперь кисти в обе руки и рисуем у соседа - еще больше выходим за рамки!" Перед моим носом запрыгали браслеты и ролекс, оставляя полосы и круги на моем "высокохудожественном фоне". И я обнаружила себя размахивающей кистями на картинках соседей. Зал дружно хохотал: заливались экспансивные браслеты, басил строгий ролекс, хихикали дети и бабульки с мгновенно помолодевшими глазами.
Первый урок: не бойтесь выходить за рамки - это классно!
"А теперь рисуем траву: переворачиваем картинку - и рисуем ее на небе, не задумываемся!" - следующее задание. Ха, трава на небе - это как раз для таких, как я. Но переворачиваю - фантастика, трава, как настоящая! Дальше пошли цветочки. У ромашек, научили меня, боковые лепестки длиннее, такой видим ромашку сбоку. Я так увлеклась ромашками, что прослушала, как рисовать красные цветы. Но использовала прием, которому научили пару минут назад: кисть в краску, потом ее вертикально и поворот по рисунку - у меня получился мак. Или я так решила. Художник ведь имеет право на творческий поиск. (Да, упражнение "выйти за рамки" я усвоила на 5). Потом были облака - белая точка на небе и растушевываем пальцами в сторону. Еще секунда - и от парусов пошли по морю тени: концом палочки легкие зигзаги по воде.
Урок второй: не задумываться, работать свободно, быстро - легко!
А лучше всего мне дались елки - проворачивать кисть вертикально мне понравилось. Темно-синие елки (я решила, что буду рисовать солидные кремлевские), да на моих красивых фонах - мило. Я подсмотрела: у ролекса чудесные елки. Он удивленно сравнивал свою первую и новую. Спрятал первую в портфель. Точно продаст.
Рисуем виноградную лозу. У браслетов виноградины вышли клубничками - Фрейд бы объяснил, почему. "Не думайте о цели, наслаждайтесь процессом", - советовала учительница. И это правильно, размышляла я, прорисовывая завитки на лозе. Просто наслаждаться процессом жизни, потому что итог, конечная ее точка - она у всех, увы, одна. Под финал мы рисовали горы, как у Рериха. Да, смело, но мы не покушались на гения - мы принцип учили: как выстроить горы и покрыть их снегом. 8 часов пролетели, добавляя в мой альбом симпатичные картинки. И теперь я знаю, что делать, если что-то пойдет в жизни не так: надо сделать фон, весело, выходя за рамки, нарисовать траву на небе, перевернуть, посадить ромашки, и растушевать пальцем облака.
Урок третий: не думайте о цели, наслаждайтесь процессом!
Правополушарный метод рисования изобрела в 70-х годах прошлого века американка Бетти Эдвардс, преподаватель искусства. Она основывалась на работах ученого Роджера Сперри о функциональной специализации полушарий головного мозга. Левое полушарие - это рацио: ум, логика, аналитика, речь, звуки. То есть живем мы левым полушарием. Правое - это образы, творчество. В обыденной жизни - вещи маловостребованные. Только дети радостно рисуют, не задумываются: правильно-неправильно, просто получают удовольствие, отражая свое видение мира. Потом, став рациональными взрослыми, живут исключительно левым полушарием.
Суть метода правополушарного рисования - как бы "отключить" левое и передать роль правому, что позволит раскрепоститься, снять барьеры, перевернуть представление "как это должно быть". Словом, стать ребенком. Как говорят умные взрослые, поможет активизировать творческий потенциал личности.
Бетти Эдвардс книги о правополушарном рисовании, ставшие бестселлерами, переведены на 13 языков.
На основе ее метода во многих городах РФ открылись школы правополушарного рисования. В Москве такая школа есть, например, на Малой Ордынке, 25 (www.risuem.ru).