Минюст изучил типовые ситуации с конфликтом интересов среди чиновников

Министерство юстиции России опубликовало обзор типовых ситуаций, когда у чиновника на службе возникает конфликт интересов. Опасность такого положения в том, что свой карман легко перепутать с государственным.

Сейчас в каждом ведомстве разворачивают работу специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Когда чиновник чувствует, что попадает в "интересное" положение, он должен прежде всего обратиться в эту комиссию. Шаг вправо, шаг влево от этических стандартов грозят столоначальнику увольнением. Но как разобраться, где кончается "можно" и начинается "конфликт интересов"?

Вот один из примеров, указанных в обзоре: чиновник приходит с проверкой в некую организацию и находит массу недостатков. Чтобы их устранить, надо нанять профессионалов. По "счастливой случайности" оказывается, что чиновник как раз знает людей, способных помочь, вот визитка - звоните. Качество гарантировано, ведь люди проверенные, даже родные. Главу фирмы, своего племянника, чиновник знает, когда тот еще под стол пешком ходил. Сделает на совесть, не сомневайтесь. Только возьмет дорого.

"При этом "советы", предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д.", говорится в документе.

Скорее всего, ситуация до боли знакома каждому, кто занимался бизнесом. Чиновники при этом часто уверяют, что корысти в уме не держат.

Как говорится, "за державу обидно". Ну, хочется человеку, чтобы в поднадзорной организации все было идеально, без сучка и задоринки. И разве виноват чиновник, что его племянник такой молодец, и больше доверить некому? Самое интересное, что подобные аргументы столоначальники часто произносят "на голубом глазу", не чувствуя, насколько сомнительно звучат слова. Будто и сами в них верят.

Но даже если чиновник болеет душой за дело и ничего себе не берет, ситуация все равно некрасивая, соглашаются авторы обзора. "Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности", - сказано в документе.

В любом случае, утверждают авторы обзора, если государственный муж не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Поэтому чиновнику при выявлении нарушений в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендуется воздержаться от советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений. Вообще, это не единственный пример, когда "интересная" ситуация возникает из-за родственников чиновника. В обзоре описано несколько возможных ситуаций. В другой рекомендации дается совет не принимать начальнику подарки от подчиненных. Еще одно разъяснение касается получения чиновником наград от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений. Принимать такие поощрения без письменного разрешения руководства государственному человеку запрещено. Комиссиям при рассмотрении вопроса, дать или нет "добро" на иностранную медаль, "рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также, насколько получение гражданским служащим награды, почетного звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности".

Многие чиновники еще до отставки начинают думать про запасные аэродромы. Однако документ рекомендует чиновнику воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, "в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления". При поступлении же соответствующих предложений от проверяемой организации государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до увольнения со службы. Обзор подготовлен в рамках программы мониторинга правоприменения, которую координирует минюст.