Они опубликованы на сайте правительства. В них говорится о том, чтобы кабмин совместно с бизнес-сообществом проработал ряд вопросов по развитию конкурентной экономики России. Речь идет о серьезном пересмотре антимонопольной, тарифной политики, налоговых послаблениях. Причем докладов о результатах работы премьер ждет в период с 31 июля по 18 сентября 2013 года. Сроки предельно жесткие.
Сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка подчеркнул, что создан прецедент: "Никогда такого не было, чтобы в новейшей истории России встреча бизнес-сообщества с правительством заканчивалась таким количеством решений". Поручения Дмитрия Медведева, по мнению Александра Галушки, не только развивают ранее сформулированные "Деловой Россией" инициативы, но и содержат принципиально новые вещи.
Больше всего поручений под персональную ответственность министров и руководителей служб получил экономический блок правительства. Помимо беспрецедентного поручения проработать вопрос об освобождении на два года от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей премьер серьезно озадачил главу минэнерго Александра Новака и главу минэкономразвития Алексея Улюкаева. Они должны представить новые подходы к правилам тарифного регулирования, обеспечивающие конкурентоспособность российской юрисдикции и условия развития промышленности, к 5 августа 2013 года. Эти подходы, в частности, предполагают, что совместно с ФАС и Федеральной службой по тарифам будет выработана схема по устранению дискриминационных и избыточных требований в отношении энергосбытовых компаний. Цель - установить равные условия регулирования деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии и этих компаний.
Львиная доля важнейших, по мнению бизнеса, поручений касается совершенствования антимонопольного законодательства. Речь идет, в частности, о введении нижнего порога доли товарного рынка - 35% - для определения индивидуального доминирующего положения компаний. "Сегодня в стране сложилась ситуация, что компанию с долей рынка и в 1% можно признать монополистом, что неправильно. Мы определились, если компания занимает долю рынка до 35%, то ее признать монополистом нельзя", - комментируют в "Деловой России".
Еще один момент - это антимонопольный контроль за торгами частных компаний. Сейчас ФАС имеет по закону возможность (и уже начала ее реализовывать) прийти в одну частную компанию по поводу другой и приостановить торги, начать процедуру разбирательства. Бизнес считает это неприемлемым. ФАС должна концентрироваться на обязательных торгах: торгах госзаказчиков и компаний с госучастием. Премьер такой подход одобрил. До 31 июля 2013 года ему на стол нужно будет также представить предложения по распространению оценки регулирующего воздействия на вопросы конкуренции и повсеместному внедрению такой практики во всех регионах страны. Плюс реализовать доступность информации на сайте ФАС, позволяющей видеть и анализировать все возбуждаемые службой дела. Успеть нужно до 5 сентября 2013 года. В этот же срок минэкономразвития и ФАС должны будут выдать вердикт на идеи "Деловой России" о возможных изменениях в Законе "О защите конкуренции". Признавать ли допустимыми горизонтальные соглашения, если доля рынка участников указанных действий на соответствующем рынке не превышает 20%? Отменять ли функции ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара свыше 35%? Повышать с 250 млн руб. до 1 млрд руб. размер активов приобретаемой компании?
Поворотным в работе ФАС может стать и предложение бизнеса по оценке показателей эффективности территориальных органов и отраслевых управлений центрального аппарата ФАС. За ключевой показатель эффективности предлагается брать опросы потребителей и предпринимателей о состоянии конкурентной среды в определенных рыночных нишах и конкретных регионах. Смысл в создании системы, при которой увеличение конкуренции в стране является приоритетом.
В сжатые сроки минэкономразвития, минкомсвязь, ФАС и ФСБ также должны подготовить проект документа об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме. В поручениях затронут и целый ряд отраслевых проблем - развитие станкостроения, композитных материалов, геологоразведки, лесопереработки и специальных тарифов на транспортировку лесных грузов, создания новых целлюлозно-бумажных предприятий. Особняком стоит утилизация попутного нефтяного газа на условиях аутсорсинга при расчете платы за сверхнормативное сжигание и разработка экономически обоснованной формулы налоговых вычетов на геологоразведочные работы с суммы НДПИ, содержащей механизм контроля расходов.