Для сравнения, в 2011 году темпы роста доходов были намного выше. На динамику доходов в прошлом году повлияло 5% снижение трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, только на 3% выросли поступления налога на прибыль (в 2011 г. - на 27%), экономика регионов близка к стагнации.
Самые высокие темпы роста доходов бюджета в прошлом году показали Сахалинская область (на 43%), Московская и Новгородская области (на 22-23%), Республика Коми, Новосибирская, Тульская и Ростовская области (на 14-16%). Среди лидеров также многие слаборазвитые республики с низкой бюджетной обеспеченностью, но это эффект базы. Только в 48 из 83 регионов темпы роста доходов бюджета превысили темпы инфляции. В 14 регионах доходы бюджета снизились, в их числе развитые субъекты - Санкт-Петербург, Тюменская и Кемеровская области, Красноярский край. Причины разные - децентрализация налога на прибыль крупнейших холдингов (С.-Петербург), снижение федеральных трансфертов (Тюменская область), экономическая стагнация в остальных. Если сравнивать с учетом инфляции (потребительские цены за 2008-2012 годы выросли на 36%), то картина весьма удручающая. Доходы бюджетов регионов все еще ниже докризисных в целом по России и в 38 субъектах РФ, среди которых федеральные города и многие развитые регионы.
За счет чего росли или сокращались доходы бюджетов регионов? При устойчивом росте НДФЛ снизились поступления налога на прибыль в 26 регионах, трансферты - в 43 регионах. У лидеров по росту доходов бюджета ситуация совершенно разная. В Сахалинской области максимальный рост доходов обеспечен ростом налога на прибыль и выплат по соглашению о разделе продукции (СРП). Высокие темпы роста доходов Московской области и Республики Мордовия достигнуты за счет роста поступлений и налогов, и трансфертов. В Новгородской области главным источником роста стало 60% повышение трансфертов из федерального бюджета (причины такой щедрости неизвестны). В Калмыкии рост доходов бюджета на 27% обеспечен почти трехкратным ростом поступлений НДФЛ. В слаборазвитых республиках Тыва и Карачаево-Черкесия высокие показатели динамики обеспечены трансфертами, при этом налог на прибыль снижался.
В федеральных городах динамика разная. Доходы бюджета Москвы немного выросли благодаря росту поступлений НДФЛ, имущественных налогов и особенно налогов на малый бизнес (они выросли на треть). Бюджет Санкт-Петербурга сократился в 2012 году из-за утраты части сырьевой ренты, поступления налога на прибыль снизились на 18%. Закрыть "дыру" в бюджете Северной столицы не удалось, несмотря на 27-процентное увеличение федеральных трансфертов. Новый закон о налогообложении холдингов сильнее ударил по бюджету Северной столицы, поскольку Москве удалось отложить на несколько лет перевод в регионы части прибыли главного столичного налогоплательщика - "Газпрома", сохранив в своем бюджете более 50 млрд рублей налоговых доходов.
Наиболее заметное сокращение доходов бюджета в Чукотском АО, Республике Карелия, Мурманской области и Красноярском крае обусловлено значительным снижением поступлений налога на прибыль и одновременно объема трансфертов из федерального бюджета.
Зависимость динамики доходов консолидированных бюджетов многих регионов от динамики трансфертов из федерального бюджета вполне очевидна. Почти во всех регионах с сократившимися доходами бюджета трансферты также снижались, за исключением Санкт-Петербурга и Белгородской области.
Структура доходов бюджетов регионов не слишком изменилась по сравнению с 2011 годом. Для большинства регионов важнейшим источником собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджета является НДФЛ. В развитых регионах выше доля налога на прибыль (более 30%), а в Тюменской области его доля в течение последних лет близка к 60% благодаря регистрации подразделений крупнейших нефтегазодобывающих компаний, т.е. сырьевой ренте. Ненецкий АО не получает налог на прибыль, который поступает в бюджет Архангельской области, поэтому самые большие поступления дает налог на имущество (31%). В других нефтегазодобывающих и в металлургических регионах также повышена доля налога на имущество (14-22%), его выплачивают крупнейшие российские компании. Повышенную долю акцизов в доходах бюджета имеют регионы, производящие нефтепродукты (Ярославская, Омская области и др.) и алкогольную продукцию (Калужская, Тульская область, Кабардино-Балкария). Сахалинская область и Ненецкий АО получают значительную часть бюджетных доходов в виде выплат по действующим соглашениям о разделе продукции (СРП).
Сокращение объема федеральных трансфертов привело к снижению их доли в доходах консолидированных бюджетов регионов - с 23% в 2011 году до 21% в 2012 году. Региональная дифференциация по-прежнему велика: от 85-86% в Ингушетии и Чечне, 76% в Тыве до минимальных значений в Москве и Ханты-Мансийском АО (5-6%). В 2012 году доля трансфертов в доходах бюджета сократилась в 62 регионах из 83, то есть в 75% регионов. Наиболее существенно сократилась доля трансфертов в доходах бюджетов Архангельской, Астраханской, Томской областей, Приморского края и Республики Калмыкия (на 10-14%).
Число регионов-"доноров" сократилось до 9. "Донорами" условно называют регионы, не получающие один из видов трансфертов - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2012 году "донорами" остались Москва, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Тюменская область с автономными округами, Сахалинская, Самарская области и Татарстан.