Эксперт: Работа с наличными не всегда выгоднее для интернет-магазина

Начинающим владельцам интернет-магазинов сложно определить, какая платежная система лучше всего подойдет для приема денег от клиентов. Определить это легче всего по сумме среднего чека.

Многие начинающие бизнесмены решают принимать платежи наличными. Платежные системы требуют комиссии, кроме того срабатывает стереотип, что клиент хочет посмотреть на товар, прежде чем платить за него. Это оправдано в ряде случаев. Холодильники, стиральные машины, телевизоры и всю остальную технику люди любят оплачивать при получении заказа. Покупатель хочет убедиться, что товар находится в исправности, его внешний вид соответствует той картинке, которую посетитель сайта видел в интернет-магазине. Но даже в этом случае есть исключения. Техника стоит по-разному в зависимости от географического местонахождения. Поэтому если вы доставляете товар по выгодным ценам в другие регионы, покупатели охотно оплачивают его еще до момента получения.

Работа с наличными только на первый взгляд выглядит выгоднее для интернет-магазина. "Если вы намерены доверить курьеру оплату наличными 30-150 тысяч рублей, это ваш выбор. Но есть практика, когда курьер разок съездив с суммой, которая составляет 3-4 его месячные зарплаты, не возвращается", - говорит Наиля Замашкина, директор по продажам MOBI.Деньги. Поэтому оплату за дорогие заказы следует принимать в дистанционном режиме.

Самые мелкие дистанционные платежи совершаются с помощью смс-сообщений. Наиболее эффективен этот способ оплаты покупок на сумму от 50 до 150 рублей, для дорогих товаров он не подходит по причине дороговизны. "Комиссия по этому виду платежа составляет 40-50%. Самое частое применение такого механизма приема платежей - это контент: картинки, рингтоны, мобильные игры, подарки в социальных сетях. Чаще всего таким способом совершаются импульсивные покупки, когда пользователь даже не успевает подумать, что дешевле совершить оплату электронными деньгами", - считает Замашкина.

Плату за покупки от 150 до 3000 рублей удобно принимать через терминалы. Технология работает таким образом, что на сайте при оформлении заказа клиент указывает, что хочет оплатить товар через терминал, и ему выставляется счет в терминале по указанному адресу. Для того чтобы этот механизм приема платежей работал и не вызывал возмущения у клиентов, необходимо следить за тем, какая комиссия выставляется покупателю. "К примеру, в столице есть терминал на станции метро "Белорусская", в котором комиссия составляет 20%. Расчет на то, что в спешке на вокзале человек не разберется и заплатит", - рассказывает Замашкина. Столкнувшись с такой комиссией, клиент или откажется от покупки, или потеряет лишние деньги, что в любом случае негативно отразится на его лояльности к магазину.

Платежи электронными деньгами возможны только до 15 тысяч рублей. Такой предел установлен законодательно, при этом в месяц клиент-физлицо может тратить с помощью электронного кошелька не более 40 тысяч рублей. Некоторые магазины разбивают большие платежи на более мелкие. Но разбитый на несколько частей платеж налоговая служба может признать мнимой сделкой, поэтому лучше не рисковать. Электронные деньги очень выгодны, так как комиссия по платежам редко превышает 1%. В некоторых системах при оплате товаров нет комиссии вообще. Кроме того электронные деньги считаются безопасными, так как клиент не "светит" банковские реквизиты. Риска взлома счета и кражи денег нет.

Банковские карты уязвимы для мошенников, но карта не имеет ограничения по сумме платежа. Поэтому она подходит для оплаты крупных покупок на сумму до 100 тысяч рублей. Николай Дингес, генеральный директор B2B Web Group отмечает одну техническую особенность: "Один из важных моментов, на которые следует обратить внимание - это разработки шлюза приема средств. Если компания разрабатывает собственный шлюз, он должен соответствовать стандарту PCI DSS, в противном случае с ним не смогут работать такие системы как Visa и MasterCard".

Из плохо работающих элементов оплаты покупок в интернет-магазине можно отметить банковскую квитанцию. "Я не знаю, зачем на сайте размещают банковскую квитанцию. Это не мобильный платеж, его нельзя провести в Интернете - нужно оплачивать в банке, идти деньги будут от трех дней. Конечно, всегда можно аргументировать это тем, что в некоторых регионах отделение банка - единственный способ оплатить покупки в Интернете", - говорит Замашкина. Если интернет-магазин предлагает своим клиентам оплату с помощью банковской квитанции, нужно добавить функцию ее распечатки. В этом случае покупателю не придется переписывать длинные банковские реквизиты, в которых так просто допустить ошибку. Замашкина обращает внимание на новые средства приема платежей. К примеру, сегодня есть удобный и безопасный способ выставления счетов в интернет-банкинг клиента. "Доверие к собственному интернет-банкингу высоко, кроме того, все знают как с ним работать, не нужно знакомиться с новым интерфейсом", - поясняет Замашкина.

Бойко торговля идет у тех магазинов, которые предлагают своим клиентам несколько видов приема платежей. Николай Дингес говорит, что у магазина есть выбор, заключать самостоятельно договоры с каждой платежной системой или воспользоваться услугами агрегатора, который предлагает пакет из нескольких платежных систем. "Новому магазину подключаться к каждой системе нет смысла, это потребует слишком много технических вложений и большого документооборота", - говорит Замашкина. Однако агрегатор берет комиссию за свою работу. Со временем владелец интернет-магазина может заключить договор напрямую с той платежной системой, которая чаще всего используется клиентами, и сэкономить те деньги, которые уходили агрегатору.