Сейчас операторам сначала нужно получить заключение госэкспертизы проектной документации, затем разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. При этом требования распространяются и на сложные объекты (такие, как кабельная канализация), и на относительно простые (например, базовые станции сотовой связи). На все эти процедуры у оператора уходит больше года, уточняется в сообщении.
По мнению минкомсвязи, чрезмерные требования к строительству объектов связи создают барьеры для развития новых технологий и конкуренции на рынке, делают невозможным скорый переход на цифровое телерадиовещание, а также предоставление услуг связи вдоль основных автомагистралей страны, на удаленных и труднодоступных территориях.
Законопроектом предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ дополнения, позволяющие правительству определять критерии линий и сооружений связи, для которых не требуется получение разрешения на строительство.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать развитию современных сетей связи и создаст предпосылки для скорейшей реализации социально значимых задач, стоящих перед отраслью.
"Предлагаемые меры позволят снизить стоимость входа оператора на рынок города, которая сегодня складывается в том числе из стоимости доступа к объектам связи, аренды площадок под оборудование в домах, стоимости подключения к электросети и т. д.", - уверена руководитель департамента внешних связей и коммуникаций ТТК Татьяна Семенова.
Участники рынка ожидают, что упрощение процедур согласования сооружения сетей будет способствовать как сокращению сроков ввода новых объектов связи в эксплуатацию, так и удешевлению строительства сетевой инфраструктуры.
Конечно, упрощение правил возведения базовых станций во многом расширит возможности развития сетей. Но есть и другие проблемы, которые нужно решать в срочном порядке. Так, первый заместитель директора столичного филиала компании "Мегафон" Игорь Акулинин считает, что без упрощения процедур получения доступа в жилые и административные здания улучшить качество покрытия сетей сотовой связи крайне сложно. "Владельцы как жилых зданий, так и административных, с одной стороны, заинтересованы в том, чтобы качество связи было высоким, а с другой, зачастую препятствуют строительству объектов связной инфраструктуры", - поясняет он. При этом, по словам Акулинина, владельцы зданий по собственному усмотрению выставляют цены на установку оборудования, а затем также самопроизвольно их меняют.
Другие операторы также отмечают, что развитию сетей 3G и 4G в Москве, помимо частотных ограничений из-за военных нужд, мешают отношения с арендодателями и застройщиками. Весной операторы проработали свои предложения по корректировке существующих норм планирования застройки, как многоэтажной, так и обычной.
Предложения были учтены при разработке еще двух законопроектов. Первый из них предлагает обязать органы государственной власти и местного самоуправления создать условия для размещения в зданиях линий и средств связи, что позволит упростить доступ операторам в новостройки.
Другой законопроект предлагает дополнить Закон "О связи" положением, по которому федеральные законы и нормативные акты могут устанавливать ограничения для размещения и эксплуатации линий связи, кабелей и других средств на зданиях и иных объектах при условии предварительного возмещения операторам расходов, связанных с необходимостью переноса или переустройства линий.
"В случаях, когда введение таких ограничений будет приводить к невозможности дальнейшей эксплуатации размещенных линий, предлагается компенсировать ущерб операторам", - говорится в тексте поправки к закону.