В Москве открывается самокатный маршрут, который свяжет крупные музеи

В Москве проложена первая в мире музейная сеть маршрутов для самокатов. Ее открытие пройдет в ближайшую субботу, 27 июля. А в среду корреспондент "РГ" опробовал новинку.

Место выдачи самокатов - Музейно-выставочное объединение "Манеж", оно же - организатор этой маршрутной сети. Стойка с прокатом расположена внутри музея, прямо за охраной. Отметим, что до открытия ближайшей выставки в Манеже (6 августа), посвященной автомобилестроению, прокат выдавать самокаты будет бесплатно, не требуя билета в музей. К слову, самый дорогой билет в Манеж - 400 рублей, есть и бесплатные. Но с 6 августа, прежде чем воспользоваться новинкой, нужно будет осмотреть экспозицию "Манежа". Такое правило, как считают организаторы, в "сонный" летний музейный период сможет дополнительно привлечь посетителей.

- Самокат выдаем за показанный паспорт и залог в две тысячи рублей, вернуть его нужно сюда же, оставить в другом музее - а сеть охватывает 11 музейных площадок - пока нельзя, - рассказывает куратор проекта МВОЛ "Манеж" Александр Усков-Келл. - На выбор у нас 10 маршрутов - от пятнадцатиминутного до двухчасового. В зависимости от желания посетителя, выбираем подходящий маршрут и выдаем карту, которая крепится на самокат. На ней помечены достопримечательности и указан путь. Никому не откажем - даже если к нам придет старенькая бабушка с внуком, посоветуем проще путь.

Самокат вандалоустойчив и выдерживает вес ездока до 200 килограммов. При этом самокат весит около двух килограммов. Это не много, что важно, ведь в центре города подземных переходов много, а на "коне" по лестницам не поедешь, его придется таскать вручную, иначе без синяков не обойтись. Я проехалась по самому короткому - пятнадцатиминутному - маршруту ("маршруту №8"), и при этом преодолела 8 лестничных спусков и подъемов. Кстати, в непогоду к самокату выдадут и дождевик.

Управление самокатом простое - набираешь скорость отталкиваясь одной ногой, ей же тормозишь или об асфальт или надавив на заднее крыло - тормоз. Останавливается устройство быстро, а из-за того, что колеса большие, хорошо преодолевает невысокие препятствия. Но скакать на нем через бордюры не стоит - можно застрять и упасть. В дождь стоит быть аккуратным, заднее колесо у самоката заносит, что опять же может привести к падению. В самом начале пути, съезжая к фонтану "Времена года", который не даром считается "приносящим удачу", я едва не угодила в гранитное основание из-за того, что на мокрой дороге заднее колесо соскользнуло. По саму Александровскому саду от памятника Неизвестному солдату до Кутафьей башни катиться было замечательно. Ровная дорога, широкие тротуары, пахнет стриженым газоном. А дальше три подряд спуска и подъема к памятнику Достоевского, да еще и с небольшой горкой - где силы надо прилагать недюжинные. Затем - опять подъем к старому зданию МГУ, и через подземный переход у Большой Никитской улицы - возвращение к Манежу. Из серьезных минусов - тротуарная плитка, после минутной поездки по ней складывается ощущение, что ты орудуешь отбойным молотком. Но, как успокаивает Александр Усков-Келл, на обычном самокате было бы еще хуже, а тут спасает двойная подвеска. "А вот если поехать по самому длинному маршруту - он проходит через Немецкую слободу, Чистопрудный бульвар, Покровку, Солянку и всю Кремлевскую набережную, - то там препятствий больше, и подъемов много, этот маршрут для профессионалов, но и самый интересный, видовой, красивый, спортивный", - поясняет Усков-Келл.

Пока на самокате путь открыт в Государственную галерею на Солянке, ГМИИ им. Пушкина, Мультимедийный Арт-музей, Новый Манеж, Государственынй исторический музей, Государственный музей архитектуры им. Щусева, Московский музей современного искусства, галерею "Триумф", Фонд культуры "Екатерина". С ними есть договоренность, что самокат можно сдать в музейный гардероб. Для этого его нужно будет сложить, повернув два рычажка и засунув в специальный мешок, который выдадут вместе с самокатом. Никакая охрана или металлодетектор помехой для пополнения культурного багажа на этот раз не станут. По словам организаторов, уже есть заинтересованность в участии в проекте у других музеев. Так что в будущем году, если проект приживется, он объединит уже более 20 музеев. Есть задумка, проложить маршрут до "Рабочего и колхозницы" - ведь памятник входит в Музейно-выставочное объединение "Манеж" - но в этом году реализовать ее не удастся.

Посмотреть наличие свободных самокатов можно на сайте "Манежа", брони нет. Открыта услуга будет до конца октября.

- Это совсем новая услуга, такого раньше не было ни в России, ни в мире, поэтому прогнозировать, насколько она будет востребованной, сложно, - говорит Усков-Келл. - Но если за первые полчаса 100 самокатов разберут, у нас есть запасные 20 экземпляров. Может быть, и их запустим в дело.

Кстати

Штрафы за просроченное время пока не взимаются, при этом взять самокат можно в часты работы Манежа - с 12:00 и сдать до 21:30 того же дня. Что будет грозить тем, кто умыкнет новинку, пока не ясно, однако какие-то санкции будут точно. Сама услуга - бесплатна, по возвращении самоката залог в 2 тысячи рублей вернут.