"Законопроект не стал большой неожиданностью для тех, кто следит за тенденциями нормативного регулирования аудиторской деятельности. На протяжении всей истории зарождения и развития аудита в России МСА были и остаются основой для российских стандартов. Другое дело, что сейчас, согласно Закону "Об аудиторской деятельности", федеральные стандарты разрабатываются в соответствии с МСА, а в новом законопроекте понятие федеральных стандартов удалено, а международные стандарты будут применяться в России", - говорит директор по обучению и контролю качества аудита "Бейкер Тилли Русаудит", председатель Комиссии по контролю качества Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности РФ Анна Кунегина.
К каким последствиям приведет переход аудиторов на МСА? Для аудиторских компаний с международными "корнями", а также для членов международных аудиторских сетей применение МСА уже много лет было одним из основных условий их членства в этих сетях, так что здесь никаких сложностей и сюрпризов не возникнет. Как отразится на остальных участниках аудиторского рынка признание МСА, мы увидим уже в недалеком будущем.
"Конечно, аудиторам придется переучиваться и проходить дополнительные обучающие программы. Но это для них и полезно, и окупаемо. Подавляющему большинству российских клиентов это будет полезно за счет повышения прозрачности и понятности их бизнеса перед мировым сообществом, а главное - перед потенциальными инвесторами. Конечно, будут и "потерпевшие" - в основном те, кто сейчас "рисует" себе приятные показатели, пользуясь несовершенством российского законодательства. Но таких и потерять не жалко", - уверен директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.
В целом эксперты оценивают законопроект неоднозначно. "С одной стороны, это признание может ускорить интеграцию российских аудиторов в общемировой рынок аудиторских услуг, позволит сказать, что мы в России аудируем так же, как и во всем мире, поэтому, соответственно, наши аудиторские заключения должны признаваться везде, а не только на территории РФ. С другой стороны, учитывая все усиливающуюся конкуренцию и успешные попытки монополизации рынка со стороны наиболее крупных компаний, говорить о реальной возможности выхода средних и малых российских фирм на международный рынок не приходится", - считает Анна Кунегина.