Поправки были внесены в законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ (Банке России)". Они уточняют состав индивидуальной отчетности кредитных организаций и консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов, составляемой для представления в ЦБ, а также подлежащей публикации. В частности, были введены понятия прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния лиц, связанных с кредитной организацией. Также поправки уточняют понятия банковской группы и банковского холдинга. Документ закрепляет основы взаимодействия ЦБ и других ведомств при надзоре за деятельностью банковских групп и предусматривает право регулятора ограничивать процентную ставку, которую организация определяет в договорах банковского вклада. По словам аналитика банка "Хоум Кредит" Станислава Дужинского, с начала этого года и так наблюдается тренд на снижение средней максимальной ставки по вкладам в топ-10 депозитных банков. По данным последнего мониторинга ЦБ, ее величина составила 9,16% годовых против 10% годовых в начале этого года. "Основная причина заключается в снижении темпов потребительского кредитования и отсутствии необходимости в значительном восполнении объемов ликвидности со стороны банков", - отметил эксперт.
Согласно поправкам, уполномоченный представитель Банка России вправе получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого единоличному и коллегиальному исполнительным органам. Также представитель ЦБ сможет участвовать без права голоса в заседаниях органов банка, а также его органов, принимающих решения по вопросам кредитования, управления активами и пассивами. ЦБ также сможет получать от кредитной организации информацию и документы о деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами). Банк обязан представлять уполномоченному представителю ЦБ по его запросу информацию и документы о кредитной деятельности, в том числе о текущих и планируемых объемах кредитования, его условиях. Порядок представления кредитной организацией информации и документов устанавливает сам регулятор.
Законом уточняется, что контроль и значительное влияние для определения участников банковского холдинга и составления отчетности определяются по международным стандартам финансовой отчетности. Уточняются нормы об обеспечении надежности банка, об установлении требований к системам управления рисками и капиталом банков, а также нормы об ответственности участников холдингов и групп за неисполнение законов.
Порог по сделкам приобретения акций и установления контроля, на которые требуется согласие ЦБ, снижается с 20 до 10%. Регулятор сможет отказать в приобретении более 10% акций в случае выявления неудовлетворительного финансового положения приобретателя, отсутствия положительного решения ФАС, отсутствия решения по предварительному согласованию сделки, неудовлетворительной деловой репутации.
- Изменения продиктованы прежде всего непростой ситуацией на финансовых рынках, - считает заместитель председателя правления "Ланта-Банка" Дмитрий Шевченко. - Поэтому расширение круга поднадзорных субъектов, связанных с функционированием банковской системы, - это правильный вектор развития. Кроме того, он отвечает и сложившейся мировой практике, а более четкие законодательные признаки и ориентиры, по которым следует субъектов хозяйствования квалифицировать как входящих в банковскую группу или холдинг, несет только упорядочение отношений в этой сфере.
Это же касается и вопросов консолидированной отчетности, добавил эксперт, которые позволят более объективно подходить к оценке финансового состояния тех или иных участников. По мнению Шевченко, это должно наилучшим образом сказаться на рынке в целом, а не только на рынке финансовых услуг, поскольку позволит определенным образом снизить риски функционирования банковской системы.
Старший аналитик ИФК "Солид" Артур Ахметов обратил внимание на то, что требования к отчетности банков ужесточаются, что обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской банковской системы в мировую и приведением ее в соответствие со стандартами Базель III. Во-вторых, это следующий этап формирования финансового мегарегулятора в России на базе ЦБ. "Право ЦБ ограничивать процентную ставку банков и налагать вето на сделки от 10% капитала окажет наиболее существенное влияние на банковскую отрасль, существенно ограничит маржу банков и приведет к снижению активности в сфере слияний и поглощений", - считает эксперт. По мнению аналитика Инвесткафе Екатерины Кондрашовой, необходимость изменений связана не только с созданием мегарегулятора: они вводятся для того, чтобы деятельность банков была более прозрачной и понятной, а также чтобы минимизировать возможные махинации по банковским операциям.