Эмир Кустурица: Мы живем в мире абсолютно изменившихся ценностей

Сам режиссер и ритм-гитарист рок-группы The No Smoking Orchestra прибыл в Анапу, чтобы принять участие в спектакле.

- Назвать оперу панк-оперой было очень романтично, - сказал Эмир Кустурица "РГ". - Мы живем в мире корпоративного капитализма, в мире абсолютно изменившихся по сравнению с предыдущим веком ценностей, и потому я хочу держаться подальше от культуры мейнстрима. Даже если мне придется ради этого назвать оперу, которую я ставлю, панк-оперой. Да, панк умер, но - да здравствует панк!

Если понимать панк как освобождение от уз капиталистического рабства, то сюжет, в конце 80-х оформленный Эмиром Кустурицей и Гораном Михичем в фильме "Время цыган", был панковским изначально. Герой под музыку Бреговича уходил в финале в "свободное плавание", расправившись с врагами. Когда в середине 2000-х Кустурица задумал оперную версию "Времени цыган", трагическую историю любви Перхана и Азры музыкально оформили Деян Спаравало, Ненад Янкович и музыкант The No Smoking Orchestra Стрибор Кустурица. Впервые панк-оперу увидели зрители парижского театра "Бастиа" в 2007 году, она с успехом шла также в Сербии, в Греции. И вот - приглашение в Россию.

...Конечно же, все началось с переливов балканского аккордеона... И на рок-сцене появилась бабушка (Горица Петрович оказалась очень похожа на персонаж из одноименного фильма) с плавной и протяжной песней о тяжкой цыганской доле. Но тужили на сцене недолго. После того как хор мощно подхватил и закончил первую песню, деревенский люд вынес на сцену стены домов. На них с ярко-голубых сценических небес спустились крыши, и понеслась следующая песня - о том, что "до последнего суда" надо петь и не унывать. Тут же появились и главные герои: красавчик Перхан, его больная сестра на каталке, его невеста, которую богатей-отец не хочет отдавать за бедного Перхана, сорящий деньгами беспринципный Ахмет (лидер The No Smoking Orchestra Неле Карайлич). Как и в кино, Ахмет заманивал Перхана в Италию, якобы помогая добыть деньги на лечение сестры, тот пускался во все тяжкие, воровал, а вернувшись, узнавал, что негодяй Ахмет отправил его сестру нищенствовать в Риме, любимая Перхана умирает во время родов...

Опера, скорее, походила на музыкальное ревю, номера переходили один в другой... На сцену въезжал трейлер, с неба на тросе спускалась луна, по пластиковым горам шла балканская, с фокусниками и жонглерами свадьба, на деревенскую улицу выходили живые гуси... Ария Ахмета звучала в рок-ритме, под "грязный" звук электрогитары... Песни табора обрушивались на зрителей, как цунами... В конце все герои вдруг взмыли вверх под торжествующий напев Ederlezi. Они исчезли в сгустившейся на сцене тьме и через пару минут вышли из дверей "собора" под объединившую всех финальную песню.

Вы впервые назвали постановку оперой, но, похоже, каждый ваш фильм - это немного опера.

Эмир Кустурица: А профессора пражской киношколы твердили нам, что опера - один из источников современного кино! От нее кино взяло, например, опыт работы с большим количеством людей. Я же создавал и фильмы, и оперу, опираясь на опыт Пудовкина, Довженко, Феллини...

Одним из соавторов "Времени цыган" стал ваш сын Стрибор?

Эмир Кустурица: Его роль очень важна. Стрибор сочинил поэтичные переходы между песнями. Он прекрасный композитор и сейчас пишет музыку к моему новому проекту по Достоевскому.