Чем выбранный директор лучше назначенного? Об этом "РГ" рассказывает учитель русского языка и литературы школы "Интеллектуал", член совета профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий.
В Москве уже принято решение, что при назначении директора школы главное слово за Управляющим советом.
Всеволод Луховицкий: Это первый шаг. Но детали пока не ясны. Директор школы оказывается в странном положении. С одной стороны, он руководитель и не зависит ни от кого, кроме Управляющего совета. Директор сам распределяет зарплату, нагрузку педагогов, издает приказы. Жаловаться на директора сложно, потому что в Управлении образования теперь говорят: разбирайтесь сами, мы не вмешиваемся в работу школ. С другой стороны, директор абсолютно зависим от учредителя. А надо сделать директора зависимым не от чиновника, а от педагогов и родителей.
Учителя смогут открыто голосовать за претендентов или доверять право выбора самым уважаемым педагогам? Надо ли учитывать мнение родителей?
Всеволод Луховицкий: Возможны разные варианты. Самый простой - прямые выборы на общем собрании трудового коллектива. Более реально в наших условиях участие представителей трудового коллектива в комиссии, которая рассматривает кандидатуры на должность директора.
А если школа выберет хорошего человека, который окажется плохим управленцем?
Всеволод Луховицкий: Сейчас основной лозунг: директор должен быть менеджером, а не педагогом. Директоров-педагогов остается все меньше, потому что на директоре все большая ответственность и все больше ему приходится заниматься чем угодно, только не детьми.
Как часто могут проходить выборы?
Всеволод Луховицкий: Сейчас договор с директором заключается на три года. Можно оставить этот срок, а можно и увеличить.
Как быть, если директор не выполнил своих обещаний? Уволить его не позволит Трудовой кодекс. Он отработает положенный в контракте срок?
Всеволод Луховицкий: Уволить директора сейчас не проблема. А вот избранный директор будет чувствовать себя увереннее, потому что за ним стоят коллеги.
Готовы ли наши педагоги к такому самоуправлению?
Всеволод Луховицкий: Учителя будут учиться демократии, видя, что от их решений и действий что-то реально зависит. Авторитарными методами, навязывая им директоров, стандарты, программы, учебники, воспитывать свободно мыслящих педагогов нельзя.
За границей подобный опыт есть?
Всеволод Луховицкий: Там муниципалитеты обладают реальной властью и силой, местное сообщество дает школе деньги и управляет в том числе и директором.
Эксперты называют главные проблемы российской школы:
- В формировании политики в области образования все определяет бухгалтерская точка зрения.
- Ни один "эксперимент" над школой не был проанализирован, ни разу обществу не предоставляли возможность объективно оценить последствия "эксперимента".