У половины российских компаний в состав совета директоров вошла женщина

Более чем в половине российских компаний в состав совета директоров входит хотя бы одна женщина, причем по сравнению с мужчинами женщина-руководитель более работоспособна, ответственна, имеет лучшие коммуникативные навыки и стратегическое мышление. Такие выводы сделали аналитики компании PwC.

Стереотипы, господствующие в современном обществе, поддерживают скорее "мужскую модель" бизнеса, но, несмотря на это, женщины все чаще проявляют лидерские качества и становятся во главе крупных департаментов, возглавляют корпорации, входят в советы директоров, организовывают собственный бизнес, активно занимаются общественной и политической работой.

Женщина-лидер - это женщина 37,5 лет, воспитывающая одного ребенка и обладающая значительным профессиональным опытом (61% занимают руководящую должность более 5 лет). Она хорошо образованна: 40% опрошенных женщин имеют два или более высших образования, а 9% - степень МВА или ученую степень. При этом, работая, женщина не забывает о семье и находит время для хобби. До 78% опрошенных отдают предпочтение активным видам досуга. Деловые женщины посвящают свободное время в основном спорту и фитнесу (20%), путешествиям (14%) и танцам (8%). При этом большинство женщин (58%) не собираются останавливаться на достигнутом и стремятся к дальнейшему карьерному росту. И им есть к чему стремиться.

Число женщин, занимающих позиции топ-менеджеров, по-прежнему невелико: в 24% компаний доля таковых не превышает 5%. Ситуация с представленностью женщин в совете директоров выглядит чуть лучше: более чем в половине компаний в состав совета директоров входит хотя бы одна представительница прекрасного пола. Женщины хотят изменить сложившуюся ситуацию и нивелировать гендерную диспропорцию.

"Как бы много ни говорилось о равных возможностях, управленческая карьера - это игра на мужском поле, и женщины часто платят двойную цену, добиваясь успеха, - считает генеральный директор компании INTOP Ирина Рыженкова. - Здесь проявляются сценарии, заложенные несколькими поколениями советских женщин, которые стремились социально реализоваться в ущерб семье и своей женственности. При этом сегодня женщины, делающие успешную карьеру топ-менеджера, часто опираются на традиционно женские личностные ресурсы - восприимчивость, интуицию, чувствительность, что особенно востребовано в современном бизнесе".

Подавляющее большинство (82%) респондентов согласны с тем, что женщины обязательно должны присутствовать в совете директоров. Причем почти половина ответивших (47%) считают, что доля в 25-50% была бы оптимальной. Среди респондентов более консервативно настроены руководители среднего звена. Среди них многие (52%) полагают, что доля женщин в советах директоров не должна превышать 25%. Обращает на себя внимание тот факт, что самыми консервативными в этом вопросе оказались респонденты среднего возраста (от 30 до 40 лет), а наиболее либеральными - респонденты в возрасте старше 40 лет. Так, идею о том, что в совет директоров из 10 человек должны входить 3-5 женщин, поддержали только 43% респондентов в возрасте от 30 до 40 лет и 55% - старше 40 лет. Несмотря на это, только 4% женщин старше 40 лет хотели бы видеть более 50% женщин в совете директоров.

"Количество женщин на руководящих постах из года в год возрастает, - отмечает партнер и руководитель программ женского лидерства PwC в России Екатерина Малыгина. - На положительное изменение данной динамики может повлиять главным образом активная позиция топ-менеджмента в вопросах поддержания гендерного баланса в своих компаниях посредством внедрения специальных программ, направленных, в частности, на развитие женщин в бизнесе".

В наибольшей степени ориентированы на карьерный рост женщины в возрасте до 35 лет - среди них более 60% указали, что намерены в будущем продолжать расти в профессиональном и карьерном плане. У женщин старше 40 лет ориентация на карьерный рост значительно снижается и в группе женщин старше 45 лет не превышает 30%. Максимальные показатели удовлетворенности собственным карьерным продвижением зафиксированы у женщин 40-50 лет - в этих группах от 35 до 44% женщин отмечают, что вполне довольны тем, чего им удалось добиться в своей профессии.

77% женщин называют более высокую работоспособность основным преимуществом в конкурентной борьбе с мужчинами. Популярными оказались варианты "более высокая лояльность к компании-работодателю" и "личностные качества" (оба набрали по 46%). Внешность и связи, по мнению большинства женщин, не являются конкурентными преимуществами по сравнению с мужчинами.

"Я бы дала такой совет женщине, развивающей свою карьеру: быть позитивной, верить в себя, верить в результат, - говорит директор практики в России и странах СНГ компании Rothschild Trust Group Елена Андрианова. - Кроме того, абсолютно необходимо развивать свои профессиональные и личностные качества, не думая о том, женщина ты или мужчина, не фокусируясь на этом, а развивать качества универсальные и не принимать персонально то, что является каким-то рабочим бизнес-процессом".

Половина опрошенных женщин отметили, что они руководят преимущественно женщинами. Треть респондентов возглавляют смешанные коллективы, а на долю женщин, руководящих мужчинами, приходится лишь 15% от общего числа опрошенных.