- Действительно, можно говорить о продвижении по карьерной лестнице тех, кого компании отправляют на обучение, - отмечает Светлана Белова, HR-Бизнес партнер холдинга "Империя Кадров". - Как правило, руководство заинтересовано в образованных и стремящихся к обучению сотрудниках. Стоит учитывать, насколько само руководство готово вкладываться в сотрудников: будут ли это только ценные кадры, или возможность есть и у сотрудников, кто только начинает свою карьеру, - остается открытым вопросом. В начале этого года мы проводили анализ компенсационного пакета сотрудников 70 компаний, где одним из вопросов была "востребованность обучения за счет компаний". Около 68% сотрудников хотели бы раз в году проходить тренинги или курсы повышения квалификации.
Обучение за счет компании продолжает оставаться самой привлекательной составляющей компенсационного пакета. Однако люди готовы учиться и за свой счет. Число посещавших курсы за собственные средства растет с возрастом. Россияне старше 45 лет обучаются таким образом чаще представителей других возрастных групп (20% против 13% среди молодежи до 24 лет). Респонденты в возрасте признаются, что им приходится конкурировать с молодыми соискателями на рынке труда, что заставляет их осваивать компьютерные программы и т. п. Среди молодых специалистов обучение за свои деньги проходят в основном те, кто ориентирован на карьерный и профессиональный рост.
- Повышение зарплаты происходит при умении применять полученные знания на практике, а наличие большого количества дипломов и сертификатов не говорят ровным счетом ни о каких деловых и профессиональных навыках специалиста. Около 70% компаний готовы оплачивать краткосрочное обучение персонала, МВА и второе высшее - лишь 12%. Во многих компаниях практикуют ученические договора для снижения риска быстрого ухода обученного сотрудника. Кандидаты интересуются возможностями обучения за счет компании, декларируют готовность, но практика показывает расхождение слов и дел: учиться - готовы, но в нерабочее время и тому, что интересно самим работникам, но может быть не востребовано работодателем, - говорит Светлана Блохина, HR-директор TEKTA GROUP, член НП "Эксперты рынка труда". - До 30% резюме вчерашних выпускников изобилует большим количеством тренингов и семинаров. Как говорят некоторые руководители: "Меня пугает кандидат, который много учится, ему же некогда работать!"
Оплачивать обучение работников сегодня готовы 48% компаний. Однако их представители часто уточняют, что не все группы сотрудников, по их мнению, могут претендовать на оплачиваемое повышение квалификации. В каждой компании существуют разные "фильтры". К примеру, стаж ("После полугода работы в компании"), должность ("Возможность предоставляется ключевым сотрудникам"), серьезные изменения в профессиональной области ("Изменение законодательства; принципиально новые технологии в работе сотрудника") и другие. 19% менеджеров по персоналу утверждают, что их компании готовы оплатить часть расходов на обучение, а оставшуюся сумму работники должны оплачивать сами. Отказываются инвестировать в обучение сотрудников 26% работодателей.
- Можно сказать, что около 10-15% обучившихся получают повышение в должности, а в заработной плате меньше - около 5-10%, так как если компания обучала сотрудника за свой счет, то часто она считает, что этим и сделала бонус сотруднику (оплатив обучение). Если дополнительное образование стоимостью не более 30 тыс. руб., то около 40% компаний готовы оплачивать, а если больше - то часто решается вопрос оплаты 50 на 50 или контракт на отработку за обучение. Почти 100% соискателей хотят обучение за счет компании и около 10-15% хотят это в комплексном пакете. Особенно если компания крупная, то фактически бесплатное обучение сотрудники считают за норму, - добавляет Ирина Григорьева, управляющий партнер компании "Новое качество".