Под Анапой завершился фестиваль "Кубана"

..Банка из-под пепси, в ней палка, вдоль которой протянута струна. Импровизированная гитара в руках пятилетнего Дениса ходит вверх-вниз, а он наверняка представляет себя сейчас на большой сцене фестиваля: он сегодня отправится к ней смотреть концерт испанцев из Ska-P. Эту гитару в Детской палатке фестиваля ему помог сделать Самули, барабанщик финской группы "Рок-грызуны" - сегодня "Рок-грызуны" веселым концертом завершают свои рок-уроки для детей, вместе с родителями приехавшими на "Кубану". А что же малыши такие делают на фестивале?

- Смотрят на настоящее искусство, - говорит Павел "Паштет" Филиппенко, гитарист группы Паштет & Дэн, который не впервые приезжает сюда читать детям книги в автобусе-библиотеке "Бампер".

Да, кроме музыки на юбилейной, пятой "Кубане" было еще много всего. В перерывах между сетами групп можно было отойти метров на пятьсот в сторону от главной сцены и посмотреть под тихие блюзы акробатические мини-спектакли циркового шоу ReCirquel, а отдохнув душой, прийти на диджей сет Марки Рамона, барабанщика легендарных Ramones на ночной Турбо-сцене фестиваля. Турбо-сцена заканчивала работу после трех ночи, но ты мог еще успеть и в кино: в открытом кинотеатре "Кубаны" каждую ночь шли тематические сеансы, где можно было посмотреть, к примеру, Тне Doors Стоуна или "Носферату" Мурнау.

Еще в прошлом году на пресс-конференции по итогам фестиваля его команданте (так романтично тут называют продюсера "Кубаны") Илья Островский говорил о том, что фестивалю для развития необходимы новые территории. И в этом году "Кубана" получила 100 гектар поля и пляжа в станице Благовещенская под Анапой, где разместились пять концертных площадок, а за неделю побывало 300 тысяч (по предварительным прикидкам) зрителей и шесть десятков исполнителей, среди которых семь-восемь - всемирного масштаба.

Музыкальная программа "Кубаны" в этом году оказалась широка географически - в Благовещенской выступили команды из Испании, США, Германии, Израиля, Латвии, Италии, Японии, Швеции, Англии. И чуть уже - стилистически. Традиционный уклон в тяжелый панк и ска, правда, выправился силами оперных артистов: юбилейный фестиваль открылся российской премьерой музыкальной версии "Времени цыган" Эмира Кустурицы, яркого и масштабного действа, поставленного режиссером с мировым именем.

Российские группы в хэдлайнерах "Кубаны" не ходили, но не было бы счастья, да скандал вокруг Bloodhound Gang вывел в роль лидера второго дня фестиваля московскую группу "Наив". Это стало первым выходом Александра "Чачи" Иванова и К на большую публику после многолетнего перерыва и главным музыкальным событием вечера: музыканты сразу включили четвертую скорость, сняли глушитель - и ударный подбор хитов, резкий и чистый звук быстро заставили фестивальное поле окончательно забыть о всяких там недорослях.

У группы же Bullet For My Valentine со звуком вышло несчастье: в Шереметьево застрял багаж с аппаратурой и инструментами, но на то англичане и звезды мирового уровня, чтобы и на чужом "аппарате" поднять фестивальное поле - напор вокалиста Мэттью Така и тут сносил непреодолимые, казалось бы, акустические преграды. Не подкачали и остальные хэдлайнеры. Сандра Насич из Guano Apes в каждую песню вживалась с присущими ей артистизмом и самоотдачей, Enter Shikari, приехавшие с новым альбомом, закружили на сцене, как и в прошлом году, карусель безумного ритма. Infected Mushrooms уже напрочь лишали публику, забившую Турбо-сцену, всякой связи с реальностью. А легенды рэпа Wu-Tang Clan принесли на краснодарские поля дух нью-йоркской улицы. System Of A Down, завершавшие фест, напоследок станцевали нам армянские танцы под гитарные наигрыши, обрывающиеся барабанными взрывами.

Но ни одну группу "Кубаны" зрители не ждали так, как Prodigy - и лидер мирового рейва показал нам, безусловно, лучшее шоу фестиваля. Кит Палмер начал с того, что прогудел Voodoo People утробным голосом йети - тем более что и вышел он на сцену в костюме снежного человека. Под шкурой на лице Палмера оказалась белая маска, по типу той, что надевает на себя в бою истребитель реактивных самолетов, и он запел Jetfighter. Кит Флинт поначалу лишь грузно подтанцовывал в неизменном разноцветном полумраке вокруг загромоздившей сцену лаборатории звука, но ближе к середине концерта стал брать на себя вокальные партии, меняя голос на совершенно нечеловеческий, визжа, прихахатывая, сдавливая звуки. Темнокожему атлету Палмеру в этом не было нужды: мощь и чувствительность его голоса к вибрациям ритма добавляли действу живого драйва, на что компьютеры, управляемые просидевшим весь концерт на одном месте Тимом Хаулеттом, при всей своей навороченности, были неспособны. Голоса солистов, гитарная игра, грохот живых барабанов, оглушительные электронные пульсы и ослепительные световые сполохи - все это с геометрической точностью нарезалось электронным ножом, ложилось слоями на наши головы, закатывалось в уши шаровой молнией. И эта молния не сбивала с ног, а, напротив, поднимала ввысь и снова бросала ногами в пол...

Фоторепортаж