Строительство объектов ускорилось благодаря снижению числа согласований

Строители научились хорошо проектировать и быстро возводить здания, но прежде чем приступить к строительству, нужно преодолеть многочисленные согласования. Часто эти согласования длятся гораздо дольше самого строительства. О том, что делают законодатели для упрощения согласования, рассказывает председатель думского Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских.

Какие главные проблемы стоят сейчас перед строительной отраслью?

Главная проблема градостроительной деятельности заключается в отсутствии качественной документации территориального планирования и градостроительного зонирования. На сегодняшний день практически на 100% утверждены схемы территориального планирования в субъектах РФ. Свыше 90% схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов и городских поселений утверждены или находятся на стадии согласования и утверждения. Однако качество исполнения этих документов в отсутствие современных методик их разработки, инструментов контроля их содержания во многих случаях крайне низкое.

Вместе с тем именно на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территорий осуществляется строительство. Отсутствие ясного понимания, какой именно объект можно строить на конкретном земельном участке, существенным образом тормозит развитие строительной отрасли.

Особого внимания заслуживает проблема низкого качества проектной документации, что приводит к тому, что ошибки выявляются уже на стадии строительства.

Безусловно, избыточные барьеры мешают развитию строительной и любой другой области. Такие барьеры необходимо ликвидировать. Однако их ликвидация не должна идти во вред одному из основных принципов градостроительной деятельности - принципу обеспечения безопасности.

С учетом этих факторов введение института декларирования ответственности за соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, института постепенной отмены обязательной экспертизы проектной документации требует особого взвешенного подхода. Также особого обсуждения требует проблематика развития института страхования ответственности в области строительства, введения негосударственного строительного надзора.

Решению многих проблем отрасли могут способствовать новые законы. Какие законопроекты, имеющиеся в портфеле вашего комитета, вы считаете наиболее важными?

Современное российское земельное законодательство нуждается в совершенствовании сразу по нескольким направлениям. Одна из приоритетных задач, стоящих перед нашим комитетом - устранение чрезмерных административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства. Сейчас процедура предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта недостаточно эффективна. С одной стороны, гражданина или юрлицо обязывают пройти достаточно длительные процедуры согласования с различными организациями и органами власти. А с другой - сама процедура не является прозрачной и создает условия для злоупотреблений.

На решение этой проблемы направлен проект федерального закона N 43257-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации", который уже рассмотрен во втором чтении. Законопроект закрепляет единые механизмы предоставления земельных участков в собственность или в аренду путем проведения аукциона, за исключением ограниченного числа случаев. Он также обязывает органы государственной власти и местного самоуправления проводить процедуры по продаже или передаче в аренду земельных участков без торгов по заявлениям граждан и юридических лиц, если участки свободны, не обременены правами третьих лиц, не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Проект вводит возможность предоставления участков общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в безвозмездное срочное пользование; уточняет порядок предоставления гражданам и некоммерческим объединениям граждан земельных участков для жилищного и гаражного строительства, ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; предлагает бессрочный порядок приобретения по льготным ценам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами - собственниками индивидуальных жилых домов, гаражей, дачных и садовых домов, расположенных на данных земельных участках.

Еще одна проблема касается создания условий для поддержки крестьянских или фермерских хозяйств. На ее решение направлен находящийся на рассмотрении комитета проект федерального закона N 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он предоставляет членам крестьянских или фермерских хозяйств возможность строительства жилья на землях сельхозназначения. Это позволит повысить уровень жизни членов таких хозяйств и значительно увеличит производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Третья важная проблема связана с реализацией крупных государственных инфраструктурных проектов. Прежде всего это касается изъятия земельных участков государственными или муниципальными органами власти для строительства таких объектов. В настоящее время процедура изъятия земель регулируется общими положениями Гражданского и Земельного кодексов, где права сторон не прописаны надлежащим образом, при этом чаще всего ущемляются права собственников. Кроме того, не определен состав документов, необходимых для изъятия, остаются неясными полномочия органов власти, четко не прописана сама процедура изъятия. В случае если необходимо изъять не весь участок, а только его часть, порой незначительную, без согласия собственника невозможно разделить земельный участок. В результате органы государственной власти вынуждены выкупать весь участок. Устранить эти пробелы и коллизии должен проект федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд".

Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по созданию необходимой инфраструктуры за границами земельного участка в рамках договора комплексного освоения территории предусмотрена проектом федерального закона N 456651-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса". Этот законопроект определяет новые механизмы заключения договоров комплексного освоения территории, которые предоставляют застройщику земельный участок бесплатно с последующей продажей данного жилья застройщиком по фиксированным ценам.

Комитет уделяет большое внимание безопасности труда строителей. Что делается в этом направлении?

Мы готовим законопроекты, связанные со вступлением в силу отдельных норм Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми с 1 июля 2013 года коренным образом меняется порядок возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения (новая редакция ст. 60 Градостроительного кодекса РФ). В случае смерти потерпевшего должна быть выплачена компенсация в 3 млн руб., в случае причинения тяжкого вреда здоровью - 2 млн, а в случае причинения вреда средней тяжести - 1 млн руб.

В ходе обсуждения предстоящих нововведений выявлена возможная несогласованность новой редакции ст. 60 и действующих норм Градостроительного кодекса РФ, которая связана с отсутствием однозначного подхода к тому, в рамках какого вида страхования покрывать регрессные требования - гражданской ответственности или финансовых рисков. Это может повлечь нарушение прав членов саморегулируемых организаций, поскольку договор страхования гражданской ответственности не будет обеспечивать страховую защиту от регрессных требований.

Кроме того, в такой ситуации все члены СРО, в которой состоит причинитель вреда, будут вынуждены за свой счет пополнять компенсационный фонд, сформированный исходя из того, что застрахована ответственность всех членов СРО.