Фуры в России заплатят три с половиной рубля за один километр пробега
Предварительная презентация проекта состоялась на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Интерес к нему проявили финансовые институты, юридические компании, строительные и проектные организации, в частности, Сбербанк, "ВТБ Капитал", Freshfields, VINCI, Мостотрест, Сибмост, Волгомост, ГСК "Мост", ГипроДорНИИ, СоюзДорНИИ, Стройпроект. По словам Романа Старовойта, 8 компаний уже подтвердили, что примут участие в конкурсе.
"Росавтодор как концендент предоставляет право на проектирование, строительство и эксплуатацию мостового перехода через Лену, - говорит Роман Старовойт. - В чем привлекательность этого ГЧП-проекта? При строительстве этого труднейшего инженерного сооружения - а он включает не только сам мост, но и автодорожные подходы к нему, - платеж будет растянут во времени, и он будет примерно на 15-20% меньше, чем если бы мы строили только за счет бюджета. А инвестору этот проект интересен тем, что это "длинные" деньги с фиксированным гарантированным возвратом на определенный промежуток времени, и это тот объект, который можно потом будет содержать достаточно долго".
Параллельно с мостом через Лену будет реализовываться и другой проект. Так, уже в конце августа - начале сентября Росавтодор объявит конкурс на создание системы автоматического взимания платы (СВП) с грузовиков максимально разрешенной массой 12 тонн и выше за проезд по федеральной сети автомобильных дорог. Напомним, это предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ. Цель - компенсировать затраты бюджета на восстановление транспортной инфраструктуры вследствие воздействия на нее этих автомобилей. "Несмотря на то что, по статистике, 12-тонники в общей массе движущихся автотранспортных средств по федеральной сети составляют 3,6%, вред, причиняемый ими, оценивается уже в 56%, - заявил Роман Старовойт, - поэтому мы пошли по пути европейских стран, Северной Америки. Белоруссия ввела аналогичную систему с 1 августа, правда, там плата будет взиматься с автомобилей с разрешенной массой свыше 3,5 т, но она рассчитывается в том числе и на тяжеловесы". В РФ плату начнут взимать с 1 ноября 2014 года. Тариф - 3,5 руб. за 1 км пробега фуры, что составит примерно десятую часть от среднего тарифа за перевозку. В Европе аналогичная ставка на наши деньги - 8 руб.
СВП будет устроена так. Все тяжелые грузовики оборудуют бортовыми устройствами, которые с помощью ГЛОНАСС/GPS периодически станут определять географические координаты движущегося автомобиля. Контролировать достоверность данных будут стационарные устройства, смонтированные на специальных рамках, расположенных на шоссе (всего их будет около 500). Полученные координаты отправятся в Центр управления и мониторинга (ЦУиМ) через сети сотовых операторов стандарта GSM/GPRS. ЦУиМ, в свою очередь, вычислит траекторию движения и пройденное расстояние, исходя из которого и вычислит плату за вред дороге. Эта сумма автоматически спишется с банковского счета перевозчика. Останавливаться на дороге, чтобы отдать контролеру наличные, не придется.
В обязанности концессионера этого проекта, который определится на конкурсной основе, вменяется финансирование, проектирование, строительство и эксплуатация СВП; предоставление владельцам транспортных средств бортовых устройств; обеспечение взимания платы с владельцев транспортных средств; подготовка и отправка в МВД материалов для привлечения нарушителей к ответственности. Срок действия концессионного соглашения определен 13 годами. Плата концедента (Росавтодора) концессионеру в текущих ценах составит 11,168 млрд руб. без НДС.
По мнению специалистов Росавтодора, плата за проезд невелика, а вот дивиденды она в масштабах страны принесет значительные. Предварительные расчеты показывают, что "увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате реализации проекта может составить от 83 млрд руб. в 2015 году до 159 млрд руб. в 2024-м. Также необходимо отметить экономический эффект от предотвращенных ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного полотна (порядка 33 млрд руб. за период 2015-2031 гг.)", говорится в презентации проекта, опубликованной на сайте ведомства.
И хотя Роман Старовойт неоднократно заявлял, что взимание платы за проезд по федеральным трассам не является налоговым платежом, в презентации говорится именно о "налоговых поступлениях". Это вызвало негативную реакцию перевозчиков: государство отказывается от своей функции - собирать налоги! Да и можно ли в принципе поручать "частной лавочке" взимать плату за пользование собственностью РФ?
"В данном случае размер и порядок взимания платы установлены постановлением правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". Виды же налогов и сборов устанавливаются ст. 12,13,14,15 Налогового кодекса РФ. Упомянутый платеж не включен законодателем в систему налогов и сборов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, - пояснила "РБГ" специалист по налогообложению департамента налогового и правового консалтинга компании "Объединенные консультанты ФДП" Виктория Орлова, - стало быть, правовая природа подобных платежей признается в настоящее время неналоговой. Такие сборы выделяют в отдельную группу фискальных платежей".
Что касается права частной компании брать деньги за пользование государственной собственностью, то Виктория Орлова считает, что "правомерность взимания данной платы посредством создания платежной системы с участием юридических лиц требует углубленных теоретических изысканий. В нашем случае возможно сравнение операторов, обслуживающих платежную систему, с некоторыми агентами по перечислению денежных средств в федеральную бюджетную систему, однако контрольные и карательные функции по-прежнему остаются у государства".
"Если отбор консультантов будет справедливым и прозрачным, есть все основания полагать, что конкурс будет подготовлен и проведен в полном соответствии с законодательством РФ и лучшей международной практикой. Таким образом, по итогам конкурса будет отобрана не "частная лавочка", а участник, который будет соответствовать всем критериям, включая опыт работы, качество выполняемых работ, финансовую состоятельность и предложение которого наберет максимальное количество баллов. Кроме того, международный опыт показывает, что привлечение частного партнера позволит переложить на него ряд рисков по проекту, а также, что немаловажно, снизить нагрузку на государственный бюджет", - сообщил "РБГ" руководитель практики ГЧП и проектного финансирования международной юридической фирмы "Гид Луарэт Нуэль" Александр Долгов.
Есть вопросы к функционированию СВП и у перевозчиков. "Данные любого измерительного прибора могут быть неточными, - говорит директор автопарка Itella в России Владислав Дорошенко. - К примеру, на маршруте в 10 тыс. км погрешность данных с GPS-навигатора может составить 1 тыс. км из-за изменения рельефа местности. Будут ли учтены съезды с федеральных трасс, которые не нужно оплачивать? Как представитель транспортной компании, передвижение которой будет контролировать внешняя организация, я хотел бы быть уверен, что операторы не смогут злоупотреблять правами, которые будут им предоставлены. Закон должен четко регулировать деятельность этих организаций. Подобного рода услуги должны быть лицензированы, что тоже займет время, которого может не хватить до 1 ноября 2014 года".
Немаловажен и финансовый вопрос. На перевозчика ложатся затраты не только установки, но обслуживания и ремонта систем навигации. В среднем установка одного качественного прибора с минимальными функциями, по словам Дорошенко, составляет от 15 до 20 тыс. руб. Если устройство выйдет из строя, автомобиль эксплуатировать запрещено. При этом сразу выявить причину поломки практически невозможно. Замена детали у оператора займет некоторое время, а фура будет простаивать, принося убыток.
По мнению экспертов, есть и еще некоторые неурегулированные правовые моменты. Будет ли взиматься плата за порожний пробег, ведь масса самого автомобиля критично меньше максимально разрешенной? Как будут взиматься плата и штрафы за нарушения с иностранных перевозчиков? Скорее всего, решение этих вопросов и совершенствование нормативной базы будет проходить прямо на марше, ведь до ноября 2014 года осталось не так много времени...