В День рождения Коко Шанель "РГ" подобрала 8 мифов о французском модельере

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения великой Габриель "Коко" Шанель. "Человек-легенда обречен растворить себя в мифе", - так говорила кутюрье. Личность этой женщины по сей день вызывает не меньший интерес, чем созданные ею маленькое черное платье, духи Chanel №5 и стеганая сумочка на ремешке-цепочке.

В День рождения Коко Шанель "РГ" подобрала 8 мифов о французском модельере.

Семья

Родители Шанель были малограмотными, поэтому регистрировать девочку пришлось мэру города Франсуа Пуату. Однако тот допустил ошибку в написании фамилии ребенка, которую никто не обнаружил. Из-за этого многие факты из биографии Коко Шанель оказались неизвестными для посторонних, и она могла "переписать" свое прошлое.

Габриель Шанель родилась в Сюморе 19 августа 1883 года. Но впоследствии смело вычеркнула из своей жизни 10 лет и заявила, что родилась в 1893 году. Причем местом рождения она уже называла не Сюмор, а Оверни. Шанель рассказывала, что ее отец происходил из знатного, но обедневшего рода, был виноделом. И будто именно он называл дочку цыпленком, по-французски "сосо". На самом же деле ее отец, Альберт, был рыночным торговцем, выходцем из самой низшей социальной прослойки, а мать, Жанна Деволл, работала в прачечной. Родители Коко даже не состояли в браке.

Когда Коко исполнилось 12 лет, у нее умерла мать. Вскоре ее с сестрой и тремя братьями оставил и отец. Дети оказались в монастырском приюте. Впрочем, об этом Шанель пыталась всеми силами забыть, повествуя окружающим о пансионате для благородных девиц. А прозвище Коко Габриель получила благодаря песенкам "Ko Ko Ri Ko" и "Qui qu'a vu Coco", которые в юности исполняла в местном кабаре. Офицеры, завсегдатаи заведения, встречали симпатичную девушку звуками, имитирующими кудахтанье.

Методы работы

Отмечают, что в начале своей карьеры Шанель не рисовала модели и не шила их. Она создавала одежду прямо на манекенщицах: накидывала на них ткань, брала ножницы и начинала резать, закалывая материю булавками, пока не появлялся задуманный силуэт. Завистники не могли упустить такого случая. Они распустили слух о том, что француженка просто-напросто не умеет делать эскизы платьев, не говоря уже о том, чтобы их выкраивать. Но причина такого нестандартного подхода к созданию одежды была в другом. Коко не являлась профессиональной (используя современные термины "сертифицированной") портнихой и не могла заниматься пошивом платья - в XIX веке это запрещалось законом.

Корсет

Часто говорят, что Коко освободила женщин от корсетов. Это не так. Первым от корсета с утягивающей талией отказался модельер Поль Пуаре в 1906 году. Он находил смешным членение женской фигуры на две части - приподнятый впереди бюст и выступающий зад. Вообще, Поль Пуаре и Коко Шанель были заклятыми недругами. Шанель завидовала успехам своего коллеги, талант которого признавали во всем мире. Стоит отметить, что именно платья Пуаре открыли женские щиколотки. Он же ввел моду на худобу.

Шанель была великим плагиатором - француженка утверждала, что она ввела в моду жемчужные ожерелья, изобрела карманы и маленькое черное платье. На самом же деле, все это существовало задолго до того, как Коко решила заниматься модой. Как дочь рыночного торговца, она смогла все это актуализировать и обеспечить спрос на "товар".

Мужская одежда

Модели Шанель были ориентированы на женщин схожего с ней типа внешности - стройных, с плоской грудью, узкими бедрами. Она начинает вводить в гардероб женщин мужскую одежду: брюки, пиджаки, рубашки, галстуки. Кстати, сама Шанель очень любила носить вещи своего любовника Артура Кэпела. Да и внешне она напоминала мальчика. Она была свободна в поведении, курила, занималась спортом. Утверждают, что любовь к мужскому гардеробу имела очевидное объяснение - модельер была бисексуальна.

Короткая стрижка

Шанель открыла для женщин короткую стрижку. Но произошло это совершенно случайно. Однажды у Коко загорелась газовая колонка, и она опалила волосы - их пришлось остричь. Когда Шанель вышла в свет в новом образе, это стало новой модной тенденцией. Так в 1917 году женщины стали носить стрижку "под мальчика".

Chanel №5

Шанель не была ни химиком, ни парфюмером. Но судьба в лице русского князя Дмитрия, внука Александра II, свела ее с талантливым русским специалистом Эрнестом Бо. Он предоставил к услугам Шанель свои уникальные познания в области парфюмерии и создал ряд духов, представляющих собой микс ароматических веществ (до этого в производстве преобладали одиночные цветочные ароматы). Шанель нужно было только выбрать понравившийся вариант. Она остановилась на пятом по счету - он состоял из 80 ингредиентов и  имел абстрактный, стойкий аромат. К тому же Шанель считала 5 своим счастливым числом. Так появились духи Chanel №5. Французские духи, созданные русским парфюмером.

Существуют интересные версии того, как Шанель выбрала форму флакона для духов. Кто-то говорит, что она хотела поместить женские духи в строгую, квадратную "мужскую" бутылочку. И тем самым, остаться верной своим "модным" принципам. По другой версии, князь Дмитрий однажды подарил Коко штоф русской водки. И именно его форма стала прототипом флакончика Chanel №5.

Маленькое черное платье

В коротких черных платьицах ходили все девочки в приюте, где провела свое детство Габриель. Черное платье было униформой парижских продавщиц. Но по улице так никто не ходил - до 1926 года. Тогда Шанель решила сделать черное платье модным. По одной из версий, платье было создано в память об Артуре Кэпеле, погибшем в автокатастрофе. Коко не была его официальной женой и не должна была носить траур, тем не менее она облачилась в черное и даже перекрасила стены квартиры в темный цвет. Поклонницы Шанель поняли это буквально - черные платья стали модным.

Вторая версия: в те времена модельеры наряжали своих клиенток в очень пестрые наряды, которые не нравились Коко, любительнице сдержанной цветовой гаммы. Существует легенда, что во время выступления русской балетной труппы во Франции, Коко вдруг поняла, что ее раздражает буйство цветов в нарядах сидящей в зале публики и воскликнула: "Так дальше продолжаться не может! Я их всех переодену в черное!". В том же году, когда было создано маленькое черное платье, американский журнал Vogue приравнял его по популярности и универсальности к автомобилю Ford.

Шпионаж

В книге историка Хэла Вогана "В постели с врагом: тайная война Коко Шанель" рассказывается, что Шанель сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. В качестве посредника она участвовала в переговорах с Лондоном о заключении сепаратного англо-германского мира. Более того, Шанель официально числилась в немецкой разведке. У нее был и оперативный псевдоним Modellhut, "Модная шляпка". На счету Шанель более десятка успешно выполненных шпионских миссий.

У Шанель был и шпионский роман - она была любовницей немца Ганса Гюнтера фон Динклаге, который был на хорошем счету у германской разведки, общался с Гитлером и Геббельсом. Шанель познакомилась с Динклаге, когда пыталась вызволить своего племянника из тюрьмы. Через него же Шанель пыталась вернуть права на духи Chanel, которые выкупили братья Вертхаймеры, немецкие бизнесмены еврейского происхождения. Также Коко связывали отношения с Вальтером Шелленбергом, помощником Гиммлера (его сыграл Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны").

После разгрома фашистов Шанель предъявили обвинения в предательстве. Но за нее заступились высокопоставленные особы, среди которых был Уинстон Черчилль. От нее потребовали лишь покинуть Францию.