Доля детей, отдохнувших во всех видах загородных лагерей среди общего числа отдохнувших детей, уменьшилась с 89% (1973 год) до 46% (2011 год). А с 2009 года общее количество подобных загородных учреждений сократилось почти втрое. Так как ситуация осложнилась после передачи вопросов организации летнего отдыха и оздоровления детей в ведение региональных и местных властей. Как следствие, сегодня отсутствует единый подход, нормативно-правовая база и слаженная система отдыха и оздоровления детей в РФ.
Вместе с тем потенциал рынка летнего детского лагерного отдыха очень высок. В целом по России доля родителей, отправляющих детей в лагерь отдыха, составляет 24%, тогда как готовность отправить ребенка в лагерь высказали 54% родителей. Текущая емкость коммерческого рынка загородных лагерей отдыха в платежеспособном сегменте оценивается экспертами в более чем 135 млрд рублей. Имеющееся предложение - около 50 млрд. руб. Эти цифры для инвесторов являются крайне заманчивыми.
Почему же при таком очевидном спросе на детский оздоровительный отдых и понятной конъюнктуре инвестор еще не пришел сюда и ниша на рынке не заполнена? Вопрос в создании условий для привлечения инвестиций. Государство - основной по силе влияния фактор, способный как осложнить работу детских лагерей за счет введения новых законов или ужесточения требований, так и оказать стимулирующее влияние через комплексное решение ситуации на федеральном и региональном уровнях.
АСИ разработало Модельную программу по развитию системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ. Модельная программа включает меры по созданию благоприятных условий развития системы отдыха, оздоровления детей, развитию конкуренции и стимулированию частных инвесторов при строительстве загородной инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ в целях увеличения количества и качества загородных организаций отдыха, оздоровления детей. Предусмотренные меры позволят повысить в субъектах РФ инвестиционную привлекательность сферы детского отдыха.
Пилотными регионами по внедрению Модельной программы готовы стать уже пять регионов, в числе которых - Ульяновская область и Пермский край. Ключевым моментом реализации программы должно стать введение сертификатов на детский загородный отдых, которые должны приниматься в качестве частичной оплаты за услугу отдыха, оздоровления любой организацией загородного отдыха на всей территории РФ, независимо от организационно-правовой формы и тематики смены.
Одновременно с этим идут изменения на федеральном уровне. Принято решение о наделении единого органа координирующими функциями по вопросам детского отдыха. Эксперты и представители отрасли однозначно считают, что централизация вопросов детского отдыха станет позитивным фактором для развития отрасли.
Одной из наиболее важных мер является возмещение со стороны государства части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для реализации проектов детского отдыха. Показательным может быть механизм компенсирования процентной ставки, сформулированный и реализуемый в Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, когда государство компенсирует расходы инвесторов до ставки ЦБ (8,25% годовых), а также предоставляет налоговые каникулы.
Пример формулирования и реализации на практике механизма компенсирования процентной ставки для сельхозпроизводителей показывает возможности реального уменьшения конечной стоимости продукта на 20-30% и значительного снижения сроков возврата денежных средств, инвестированных в проект. Этот механизм будет являться эффективным и для развития сферы детского отдыха, так как банк заинтересован в успешности проекта и выступает действенным агентом контроля выделяемых бюджетных средств.
В результате комплексного применения таких мер путевка в современный детский лагерь могла бы стоить на 30% дешевле, обеспечивая приемлемый для частного инвестора и кредитора срок окупаемости проекта, что позволит открыть двери таких лагерей для широких слоев населения.
А пока предприниматели, ориентированные на социальный бизнес в области детского летнего отдыха, выглядят своего рода энтузиастами и чаще всего занимаются этим направлением постольку-поскольку. Так, существующий в Сокольниках "Иннопарк" предоставляет юным москвичам возможность познавательного отдыха в летние месяцы, но все же не заменяет полноценную услугу, оказываемую детскими оздоровительными лагерями, привычными нам с советского периода. А, например, в Перми есть проект "Школа фермеров", в рамках которого также частично идет работа с молодежью в летние каникулы, но направленность проекта все же принципиально другая - обучение и адаптация молодых людей на селе. Еще ряд проектов, ориентированных на дополнительное образование и развитие детей и поддержанных Наблюдательным советом АСИ, в той или иной мере предоставляют частичные услуги по детскому отдыху. Но говорить о целостной системе детского оздоровительного отдыха в РФ, в которую входят в том числе полноценные предложения от частных предпринимателей, пока не приходится.