На поддержку авиапрома выделят более ста миллиардов рублей в 2014 году

Стратегия

 

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план реализации госпрограммы по развитию авиационной промышленности на 2013-2015 годы. Сама программа "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" была утверждена правительством в декабре прошлого года. Цель программы - создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска.

Согласно программе, в 2013 году на реализацию мер по развитию авиапрома планируется направить из бюджета 78,3 миллиарда рублей, в 2014 году - 107 миллиардов рублей, в 2015 году - 123,5 миллиарда рублей.

В результате реализации госпрограммы, как ожидается, доля российских производителей авиационной продукции на мировом рынке в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 процента и 11,9 процента в гражданском и военном сегментах соответственно. В том числе по самолетам эти доли запланированы в 3,2 процента и 10,9 процента, по вертолетам - 12 процентов и 16,5 процента мирового рынка соответственно.

В то же время вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин считает, что российскому авиастроению нужна кардинально новая стратегия развития.

- Несмотря на все принимаемые меры, рынок гражданской авиации в Российской Федерации во многом утерян нашими промышленниками, нашими производственниками. Не будем вспоминать, почему это произошло, все время кивать на прошлое, но факт остается фактом - до 80% всех воздушных судов, работающих на гражданских линиях внутри страны, иностранного производства. Ситуация нетерпимая, поэтому хотите или нет, но надо формировать стратегию новой реконкисты, - заявил он на совещании по гражданскому и военному авиастроению.

Локализация

Власти РФ рассчитывают завершить переговоры по локализации производства чешских самолетов L-410 и канадских самолетов в РФ уже в этом году. Об этом сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

В настоящее время наиболее активные переговоры идут о локализации производства самолетов L-410, которые производятся в Чехии, владельцами являются российские инвесторы. Кроме того, ведутся переговоры с канадскими производителями пока о частичной локализации производства в РФ самолетов Bombardier Q-400. "Думаю, что в этом году стадия переговоров может завершиться, и в следующем году мы выйдем на подписание", - сказал вице-премьер.

Ранее в Ле Бурже Уральский завод гражданской авиации и австрийская компания Diamond Aircraft Industries подписали соглашение о производстве и совместной разработке в России семейства легких многоцелевых самолетов. Планируется наладить производство небольших пассажирских самолетов, вмещающих до 19 пассажиров. Подобный тип самолетов способен обеспечить потребность местных воздушных линий, обслуживающих перелеты на расстояния в пределах 400-1000 км.

На первом этапе сборка самолетов и авиационных двигателей для них будет полностью осуществляться в Австрии. Второй этап предусматривает частичную локализацию производства авиакомпонентов в России. На третьем завершающем этапе все компоненты легких самолетов и дизельные двигатели для них будут полностью производиться на Уральском заводе. Первый российский легкий многоцелевой самолет может быть введен в эксплуатацию уже в 2016 году, считают в Ростехе. Также подписанное соглашение предусматривает локализацию сборки роторных двигателей мощностью до 190 л. сил. для беспилотных летательных аппаратов гражданского и военного назначения, а также разработку и производство дизельных авиадвигателей.

Конкуренция

УФАС по Иркутской области признало ценовой сговор между четырьмя авиаперевозчиками на маршруте "Иркутск - Москва - Иркутск". Нарушителями признаны "Аэрофлот", "Ютэйр", "Сибирь" и "Уральские авиалинии". С жалобой на этих перевозчиков в региональное УФАС обратились пассажиры, недовольные тем, что улететь в Москву из Иркутска дороже, чем из Читы, Улан-Удэ или Красноярска.

Соглашение между авиаперевозчиками действовало с января по декабрь 2012 года и январь 2013 года. Дело против перевозчиков Иркутское УФАС возбудило в июне этого года. В ходе расследования антимонопольщики исследовали большое количество тарифных планов этих авиакомпаний. Учитывались и данные о стоимости горюче-смазочных материалов, услуг заправки и наземного обслуживания, в том числе предоставленные управлениями антимонопольной службы из соседних регионов.

Эксперты пришли к выводу, что несмотря на то, что эти авиакомпании имеют разные затраты, разную маршрутную сеть, на направлении из Иркутска в Москву и обратно все они предлагали практически одинаковые - максимальные - тарифы на билеты. Другие маршруты этих же перевозчиков существенно отличаются по ценам. Это привело к тому, что спрос на пассажирские перелеты московского направления переместился из Иркутска в Улан-Удэ, а также в другие регионы. Например, у авиакомпании "Сибирь" пассажиропоток до Москвы из Иркутска увеличился только на 10%, тогда как перелеты из бурятской столицы выросли до 15%.

"Авиакомпаниям направлено предписание прекратить действия ценового соглашения и предоставить в антимонопольный орган подтверждение того, что нарушение устранено. Кроме того, к перевозчикам будут применены штрафные санкции, но это станет следующим процедурным этапом в деле", - сообщила глава регионального УФАС Валентина Заморина.

Синергия

При правительстве РФ в скором времени может появиться воздушная коллегия. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Ее основная задача - наладить диалог промышленности с эксплуатантами в авиационной отрасли.

- Это будет диалоговая площадка постоянного общения для реакции на замечания, которые возникают у эксплуатантов нашей техники, и промышленность будет с ними в постоянном диалоге находиться, - сказал Дмитрий Рогозин в интервью одному из российских телеканалов. При этом гражданскому сегменту в авиации должно уделяться не меньшее внимание, чем оборонному, подчеркнул вице-премьер.

Ранее на заседании межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" Рогозин высказался за объединение космической и авиационной отраслей:

- Считаю востребованной идею обсудить вопрос соединения в рамках единой технической политики того, что делается как в космической промышленности, так и в авиационной.

Свое предложение он объяснил развитием технологий, используемых в авиастроении. По его словам, могут быть созданы летательные аппараты, способные осуществлять полеты как в воздушном пространстве, так и входить в атмосферу на небольшие расстояния. Кроме того, по мнению Дмитрия Рогозина, космическая отрасль страдает дублированием функций и плохо управляется.

Идея вице-премьера не нова. Еще в 1999 году в России уже было создано "Российское авиационно-космическое агентство". Однако пять лет спустя структуру преобразовали в Роскосмос, а отрасли пошли по разным путям развития. Сегодня каждая из них существует в автономном режиме, имеет собственный бюджет и утвержденные государственные программы развития.