Документ предусматривает использование в рамках Инвестиционного фонда РФ механизма Tax Increment Financing (TIF). Затраты частных инвесторов на создание инфраструктуры возмещаются из бюджетных средств за счет налогов от эксплуатации объекта, поступающих в бюджеты всех уровней. По мнению разработчиков, такой механизм позволит расширить использование Инвестиционного фонда РФ и привлечь частные инвестиции в создание и развитие общественной инфраструктуры в условиях дефицита бюджетных средств.
В заключении министерства отмечается, что в июне - июле были проведены публичные консультации по проекту постановления правительства, в ходе которых минэкономразвития получило отзывы от Торгово-промышленной палаты РФ, "Деловой России" и ряда региональных министерств, ответственных за экономическую политику. "Все указанные выше участники публичного обсуждения проекта акта в своих отзывах отметили целесообразность его принятия", - говорится в заключении министерства.
- Tax Increment Financing действительно может стать полезным инструментом для привлечения инвесторов в инфраструктурные проекты, - считает Елена Мастерских, менеджер BDO в России. - В результате реализации проектов комплексного развития территории по схеме TIF расходы бюджета могут быть возмещены за счет увеличения налоговых поступлений с территории применения этого механизма. Реализация инструмента на практике требует принятия большого количества специальных норм как на федеральном, так и на региональном уровне.
По мнению экспертов, на начальном этапе введения TIF необходимо определить окупаемость ГЧП-проекта, способность местного правительства поддерживать и контролировать ГЧП-проекты, реализуемые по схеме TIF, а также определить источники первичного финансирования проектов. Юрист практики ГЧП юридической фирмы Art de Lex Ольга Пудина отметила, что механизм TIF может быть выгоден частному партнеру прежде всего за счет урегулированного механизма возврата вложенных средств, оптимизации расходов и сокращения сроков строительства инфраструктурных объектов. Вместе с тем, по ее словам, внедрение механизма TIF сопряжено с определенными рисками. Это отсутствие долгосрочных обязательств по возврату вложенных средств инвестору и неопределенность доходности по проекту. Также внедрение механизма TIF потребует внесения изменений в смежные отрасли законодательства, в частности в налоговое и бюджетное.
- В России TIF-инструмент может быть применим по стратегическим инфраструктурным проектам, в которых возникновение частной собственности не предполагается или должно быть минимальным, - рассказал старший юрист юридического бюро DS Law Денис Зайцев. - В таких проектах единственным интересом частного инвестора, участвующего в "длинных" вложениях (обычно 15-20 лет), может быть гарантированная доходность на протяжении продолжительного периода времени. Безусловно, качественно новая форма взаимодействия государственного и частного капитала найдет своих сторонников и желающих участвовать.
При этом Зайцев согласился с коллегами в том, что оценивать перспективы такого участия сложно, потому что ни налоговое, ни, самое главное, бюджетное законодательство к активному внедрению механизма TIF не готовы. И речь здесь идет не о недоработках и неясностях в законе, а о полной неготовности на уровне базовых принципов к применению такого инструмента. В частности, это касается порядка формирования федерального бюджета, статей расходования налоговых поступлений.
Еще одним тормозящим фактором эксперт назвал непрозрачность налоговых поступлений, при которой заинтересовать или даже объяснить частному инвестору, как будут формироваться его доходы, может быть весьма затруднительно. Если взять за основу вариант США, при котором источником дохода TIF установлено увеличение стоимости самого инфраструктурного проекта (будущий налог на имущество, налог на землю), то такой вариант в России, вероятнее всего, обречен на провал. В российской деятельности, как считает Зайцев, логичнее ожидать, что реализация инфраструктурного проекта приведет к увеличению деловой активности. В перспективе это означает увеличение налоговых поступлений по таким налогам, как налог на прибыль, НДС и НДФЛ. "К перераспределению таких налоговых доходов наше бюджетное законодательство явно не готово", - подчеркнул юрист.
Применение TIF потребует детальной настройки многих институтов российской экономики, так как в противном случае ожидаемый экономический эффект может не оправдать структурных изменений в действующее законодательство. Впрочем, сложно прогнозировать успех применения механизма в России, пока его использование не станет понятным и прозрачным для инвесторов.