Юрий Богомолов: Публичная исповедь – хорошо продаваемый товар на рынке СМИ

Скудна пайка телевизионного меню в августе на главных каналах. Повторы сериалов от "Склифосовского" до "Глухаря". Повторы развлекательных проектов типа "Один в один", скучная его модификация - "Универсальный артист". Реанимация "Форта Боярд". Реинкарнация "Последнего героя". И т.д. Поневоле начинаешь искать чего-нибудь позанимательнее методом "тыка". И натыкаешься...

***

До недавнего времени думал, что пошлее Андрея Малахова на нашем ТВ нет и быть не может. Оказалось есть. И еще, как может быть! Это Борис Корчевников. По совокупности его выступлений в эфире он вышел в лидеры, как это не было бы обидно для Малахова.

Выпуск его программы "Прямой эфир" с Татьяной Дорониной и с Эдвардом Радзинским, подумал было сказать, - верх пошлости в сочетании с верхом иезуитства. Но не скажу. По опыту знаю: предела совершенства, хоть в одном, хоть в прямо противоположном направлении нет.

...В формате исповеди телеведущий побеседовал с актрисой Татьяной Дорониной. Наиболее драматичные признания актрисы прокомментировал под аплодисменты гостей в студии писатель, драматург и ее бывший супруг Эдвард Радзинский. Получилась интересная "пьеса".

Тут ведь главная удача - появление третьего заинтересованного действующего лица. Да еще такого, как знатока женской души Эдварда Радзинского, для которого душа Татьяны Дорониной его бывшей супруги, понятное дело, не чужая. И потому - не потемки. Который, более того, поучаствовал в ее сотворении по признанию самой актрисы.

С другой стороны, по ходу "телеспектакля" становится заметным, что все трое его персонажа тянут сюжет в разные стороны. Почти, как Лебедь, Рак да Щука.

Корчевникова более всего волнует "затворничество великой актрисы" при ее-то красоте, при ее таланте, при обилии поклонников и законных мужей, с которыми она была счастлива...

По какой причине она обрекла себя на столь уединенный образ жизни? - недоумевает телеисповедник.

Человек не подозревает абсурдность своей фразы: "Великая актриса, худрук МХАТа, живущая затворницей в стенах своего театра...". Уж, какое тут затворничество, какая схима! Вся жизнь на людях и с людьми. На публике и для публики.

Но ведущий гнет свою линию. Доронина вяло пытается возражать против навязанной самодеятельным драматургом ей роли. Более категоричен профессиональный драматург Эдвард Радзинский. Он развел два представления о Татьяне Дорониной. "Какой она человек - это второе. А первое - она великая актриса. Потому что для нее жизнь - это театр".

Видно, что молодому шоумену такое раздвоение не очень понятно по сути. Его почти не интересует роман героини с театром; его больше интригует ее сожительство с мужчинами. В конце концов ему удается вытащить несколько пикантных и довольно-таки противных подробностей из биографии актрисы, которые задевают чужую жизнь, роняют чужое достоинство.

Тут и сама женщина Татьяна Доронина отчасти уронила свое достоинство, поведав о причине своей бездетности. Публичность исповеди, особенно на многомиллионную аудиторию, - это, на мой взгляд, нечто противоречащее христианской морали, по правилам которой живут и исповедуемый, и исповедник, но хорошо продаваемый товар на рынке СМИ.

Что же касается ее романа с театром и той его страницы, на которой МХАТ раскололся на две половины - чеховский и горьковский - то ее трактовка причин и мотивов тоже ведь в этическом отношении не вполне корректна. Получилось, что Ефремов, по версии Дорониной, разрубил тело театра по пьянке. И мало того, какие-то злые люди (евреи - что ли?) воспользовались нехорошей болезнью Олега Николаевича, чтобы обрушить национальное достояние русского народа.

...У меня такое ощущение, что не очень порядочный человек Борис Корчевников воспользовался тягостным внутренним состоянием актрисы, чтобы она на радость обывателю обнародовала тайну обстоятельств своей личной жизни. И жизни когда-то близкого ей человека. В порядке мести, что ли?

Под занавес "Прямого эфира" она сказала самое главное: "Я совершала много грехов. Но мне удалось что-то сделать. Господи, не наказывай меня уж так. Прости".

Мне почему-то кажется, что Господь ее простит в том числе и за грех участия в ток-шоу "Прямой эфир". Она действительно большая актриса. И любима миллионами.

***

Отдельное спасибо "Культуре" за цикл передач, посвященных Ивану Бунину. Особая благодарность автору и ведущей Наталье Ивановой, поведавшей о драматичной судьбе художника и человека, сумевшего сохранить свое достоинство в столь трудных обстоятельствах.

Метод "тыка" помог обнаружить на том же канале мини-сериал "Под знаком скорпиона" о жизни и судьбе Максима Горького. Он смотрелся как своего рода альтернативный вариант жизни и судьбы Ивана Бунина. Только еще более трагический. Ему-то Великий Октябрь не просто осложнил бытие, но и не один раз вывихнул его нравственные принципы. Вожди предлагали ему комфортное место рядом с собой в салоне "исторической колесницы". Пролетарский писатель то принимал их предложение, то пытался встать на их пути. Итог вышел печальным. Он ушел из жизни с ощущением морально раздавленным этой самой "исторической колесницей". Память о нем большевики заковали в гранит, его создания одели в хрестоматийный глянец.

Этот сериал был снят и показан в 1995-м году. Тогда казалось, что и Ленин нам не брат, и Сталин нам не черт. Теперь многое изменилось. Потому-то старое кино сегодня смотрелось с таким живым интересом.