В Татарстане придумали способ борьбы с отписками чиновников

В Татарстане придумали, как положить конец электронным отпискам чиновников.

Мода на онлайн-общение с представителями власти в республике возникла полтора года назад, когда заработала государственная информационная система "Народный контроль".

Жителей прельстила скорость, с которой чиновники работали с их заявками. Не успеешь на интернет-сайте сообщить о стихийной свалке под окнами, как ее уже ликвидировали. Но так было лишь поначалу. Со временем, казалось бы, отработанный механизм начал давать сбой. Появилась переадресация заявки из одного ведомства в другое. Из 4510 обращений, поступивших в "Народный контроль" с начала года, исполненными оказались лишь половина. Вместо статуса "заявка решена" получалось в лучшем случае - "запланировано".

А планы всегда можно изменить. К примеру, исполнение заявки об отсутствии освещения на пересечении казанских улиц Ершова и Вишневского горисполком откладывал пять раз. На замену перегоревших ламп местной власти потребовалось целых полгода! Но это полбеды. В 970 случаях в решении проблемы людям вообще было отказано, нашлась-таки уважительная причина.

"Классный футбол! Нужно, чтобы Минниханов посмотрел", - так оценил работу чиновников один из пользователей системы. Видел ли этот отзыв президент РТ Рустам Минниханов, по чьей инициативе и был создан "Народный контроль", неизвестно. Но правила работы с электронными заявками решили изменить.

- Срок рассмотрения обращений в "Народный контроль" сокращен, - сообщил вице-премьер, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. - Теперь на работу с сообщением отводится не тридцать, как раньше, а десять дней. Кроме того, при присвоении уведомлению статуса "запланировано" срок его исполнения устанавливается один раз и пересматриваться не может.

Кроме того, в "Народном контроле" появилась новая категория заявок "ЖКХ". Исполнять их будут управляющие компании. Пока их 14, все казанские. Но со временем, если пилотный проект окажется удачным, работать в системе будут коммунальщики со всей республики. Они, кстати, изначально заинтересованы в том, чтобы качественно работать с обращениями жильцов. По итогам года планируется составлять рейтинг управляющих компаний, выявлять не только лучшую, но и худшую из них. Планируется даже учредить премию - аналог "Серебряной калоши".

И, наконец, главное новшество. У "Народного контроля" появился модератор - уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская.

- Мы имеем право вернуть любое обращение на повторное рассмотрение, поставить заявку на "Особый контроль", сократить срок рассмотрения уведомления гражданина и принимать меры по устранению нарушений, - говорит она. - Два ключевых источника чиновничьих отписок - "запланировано" и "мотивированный отказ". Обращения, которым присвоен такой статус, мы прежде всего и возьмем в работу.

По словам Сарии Сабурской, в республике планируется создать межведомственную комиссию по работе "Народного контроля", которая будет разбирать спорные случаи рассмотрения заявок граждан. Ну, а рабочая группа по обсуждению результатов работы с обращениями в систему, созданная в аппарате уполномоченного, уже приступила к делу. Она вернула чиновникам двенадцать заявлений жителей республики, по которым были даны отписки. На исправление ошибок им отвели от трех до десяти дней.