При публикации графика заказчик должен указать название товара, который он хочет закупить, перечислить его конкретные параметры, сроки размещения и начальную цену. Это даст достаточно маневра исполнителям, которые будут в курсе потребностей заказчиков и смогут строить долгосрочные планы, в том числе и финансовые. "Публикация этих документов позволит общественности заранее знакомиться с планируемыми проектами и соотносить их с реальными потребностями региона", - отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. По словам директора Института госзакупок Андрея Храмкина, сейчас заказчик вправе в любое время изменить или отменить запланированный заказ, и поэтому поставщики не могут в должной мере эффективно использовать планы-графики заказчиков для планирования своих продаж.
С вступлением в силу закона должны уйти в прошлое "тендеры для своих", когда заказчик "прячет" закупку от посторонних исполнителей, например, заменив в названии товара русские буквы на латинские. Поиск в системе электронных торгов такую закупку не отследит, и посторонние участники о ней не узнают и в торгах участвовать не смогут. После 1 января 2014 года такие хитрости уже не пройдут благодаря идентификационному номеру, который будет присваиваться закупке еще на стадии внесения в план и сопровождать ее на протяжении всей "жизни". Отследить закупку по этому номеру будет можно в единой федеральной системе.
Увеличение массива информации о госзакупках потребует и новых аналитических сервисов, ведь "переварить" сведения от почти 600 тысяч поставщиков самостоятельно участникам системы госзакупок будет не так просто. Помимо государственной информационной системы, на рынке развиваются различные коммерческие информационные ресурсы по госзакупкам, где помимо официальных данных будут еще и аналитические, статистические сервисы, возможность расширенного поиска по ряду параметров. Это также будет способствовать повышению прозрачности и чистоты сделок.
По данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Маркетинг", в 2012 году было проведено 2,1 млн торгов на сумму 5,9 трлн рублей. Из них с признаками демпинга (когда цена предложения участника торгов была ниже начальной цены более чем на 25%) было проведено 26% от общего количества состоявшихся торгов или 15% от объема. Однако, как показывает практика, далеко не всегда у победившего в тендере с помощью демпинга участника получается обеспечить полноценное исполнение заказа. Новый закон защитит участников рынка от демпингеров. Снижать цену в ходе торгов более чем на 25% от начальной цены можно будет только в строго прописанных законом случаях.
Еще один способ защиты от "случайных" исполнителей - предварительный отбор поставщиков, который позволит на первом этапе избавиться от исполнителей, чьи профессиональные качества не соответствуют заявленным условиям конкурса. Усложнение процедур госзакупок потребует большего профессионализма не только от исполнителей, но и от заказчиков. При новой системе заказчики уже не смогут регулировать весь процесс силами одного или нескольких сотрудников, как они это делают сейчас. В штате заказчика должен будет появиться контрактный управляющий или контрактная служба. Либо эти функции придется передать на аутсорсинг - в профессиональную организацию.
Государство стремится свести к минимуму риски при финансовом обеспечении госзакупок. Год уже как запрещены страхование ответственности и договор поручительства исполнителя, которые часто подделывались или не исполнялись. Сейчас в качестве обеспечения участник торгов может представить банковскую гарантию либо деньги в залог. Но банковские гарантии - тоже не самый безопасный инструмент, объем "левых" гарантий, как его оценивают сами банки, варьируется от 10% до 60% от объема их рынка. Поэтому новый закон ограничивает с 2014 года число банков, которые смогут выдавать банковские гарантии под госзаказ. Список банков определен правительством, в нем около 350 банков. Кроме того, будет вестись федеральный реестр гарантий. Московский список (на базе Единой электронной торговой площадки) уже создан.
Все это должно позволить избежать ситуаций, когда недобросовестные участники заявляют несуществующие или выданные для других торгов банковские гарантии. Посмотрев в реестр, заказчик сможет увидеть, существует ли в природе указанный участником торгов документ. По словам Храмкина, эти механизмы кардинально снизят риски заказчиков, связанные со злоупотреблениями со стороны недобросовестных участников закупки, повысят прозрачность взаимоотношений заказчиков с контрагентами. Речь идет о суммах немалых. По оценкам "СПАРК-Маркетинг", средняя стоимость одного госконтракта в 1-м полугодии 2013 года - 1,6 млн руб. Для участия в торгах потенциальный участник должен предоставить обеспечение заявки в размере до 5% от суммы контракта, а победитель торгов в качестве обеспечения вносит до 30% от стоимости госконтракта. Если бы требования закона о контрактной системе к обеспечению действовали с 2013 года, то объем рынка банковских гарантий по обеспечению заявок составил бы за полгода 2,6 млрд руб., а обеспечение исполнения госконтрактов оценивалось бы в 329 млрд руб., считают эксперты.