Впервые можно было увидеть групповой пилотаж сразу трех истребителей пятого поколения Т-50. Формально пока эти самолеты считаются прототипами, но, по словам президента ОАК Михаила Погосяна, окончательная конфигурация серийных истребителей будет мало отличаться от тех, которые сейчас проходят испытания. Как было заявлено, до конца года Т-50 начнут новый этап своего тестирования, возможно, с применением оружия.
Истребители пятого поколения - дело будущего. А сегодня в строй ВВС становятся новейшие истребители Су-30СМ, отвечающие всем требованиям, в том числе - самым строгим, дня сегодняшнего и даже завтрашнего.
В рамках работы авиасалона МАКС-2013 начальник 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (г. Липецк) Заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский выполнил полет на новом многофункциональном истребителе Су-30СМ, который поступает на вооружение ВВС России.
В ходе полета экипаж в составе Александра Харчевского и ведущего летчика-испытателя ОАО "Корпорация "Иркут" Героя России Вячеслава Аверьянова выполнил комплекс фигур высшего пилотажа, демонстрирующих уникальные возможности сверхманевренного истребителя Су-30СМ. После полета Александр Харчевский заявил: "Я всегда мечтал о чем-то необычном, но полет на Су-30СМ превосходит все мои мечты и ожидания".
Асы авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" также совершили ознакомительные полеты на истребителе Су-30СМ. И они дали высокую оценку летно-техническим характеристикам этого самолета.
В соответствии с заключенными контрактами, до 2016 года корпорация "Иркут" поставит ВВС 60 истребителей Су-30СМ. А по словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, уже в этом году ВВС получат 14 таких машин. И, как заявил, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, российскому флоту будут весьма кстати многоцелевые истребители Су-30СМ. В ближайшее время ВМФ намерен приобрести несколько десятков единиц подобной техники. Тут надо уточнить: речь идет не о самолетах морского базирования, способных взлетать и садиться на авианесущие крейсера, а о тех, что будут базироваться на наземных аэродромах авиации ВМФ.
Премьерой МАКС-2013 можно было назвать и учебно-боевой Як-130 серийного выпуска, который становится базовой машиной при подготовке летчиков-истребителей. Главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев считает Як-130 лучшим учебным самолетом на сегодняшний день. Сейчас 34 таких машины находятся в Борисоглебском высшем военном училище летчиков. В этом году пятнадцать курсантов сдавали госэкзамены на Як-130, и все получили отличные оценки. В будущем учебно-боевые Як-130, возможно, станут поступать и в войска в качестве уже полноценных легких боевых крылатых машин.
В рамках работы авиасалона МАКС-2013 начальник Управления подготовки и применения авиации - заместитель начальника авиации Воздушных сил ВС Украины генерал-майор Игорь Черепенько совершил ознакомительный полет на Як-130.
В ходе полета экипаж в составе генерала Игоря Черепенько и шеф-пилота ОАО "ОКБ им. А.С.Яковлева", Героя России Романа Таскаева выполнил комплекс фигур высшего пилотажа, демонстрирующих возможности Як-130. После полета генерал Черепенько заявил: "Я убедился, что летно-технические и пилотажные характеристики Як-130 соответствуют заявленным. Самолет устойчив на всех режимах и парирует ошибки неподготовленных летчиков".
Известно, что Воздушные силы Украины в ближайшие годы выберут новый боевой самолет и соответствующую ему по возможностям учебно-боевую машину. "В этой связи важно, что Як-130 позволяет обучать летчиков любых истребителей 4 и 5-го поколений", - заявил Черепенько, подчеркнув, что на самолете Як-130 установлены двигатели, разработанные известным украинским предприятием "Мотор Сiч". По словам генерала, в производственной программе по новому учебно-тренировочному самолету должна участвовать авиационная промышленность Украины. То есть шансы у Як-130 стать в строй Воздушных сил Украины достаточно высоки.
Впервые был представлен пилотажный тренажер ПТ-МС-21-300 для обучения экипажей лайнеров МС-21, проектирование которых заканчивается. То есть самолет существует в чертежах и частично в макетах, а начинать учиться летать на нем можно хоть завтра.
Комплексный тренажер нового российского гражданского самолета МС-21, создаваемого ОАК, заработает в аэропорту Шереметьево в декабре этого года. Об этом сообщил зам генерального директора "Аэрофлота" Игорь Чалик. Он даже сам "полетал" на тренажере, совершив виртуальные взлет и посадку.
Тренажер использует математическую модель полета МС-21 и работы его системы, которая получена из расчетов и продувок в аэродинамических трубах макетов будущего лайнера.
На МАКС-2013 состоялся премьерный показ Ту-214ОН - первого российского самолета, спроектированного специально для выполнения миссий наблюдения в рамках международного договора "Открытое небо". Построен он в Казани. Есть такой международный договор, который подписали 35 государств. Он позволяет в целях исключения незаметной подготовки к масштабной войне вести мониторинг с воздуха даже стратегических объектов и мест расположения крупных воинских соединений.
Каждая из подписавших этот Договор стран может отправлять свой самолет-разведчик для мониторинга чужих территорий. Пикантность ситуации в том, что 33 страны - члены НАТО, либо стремящиеся туда, либо в недавнем прошлом - не лучшие друзья СССР. Остальные две - Белоруссия и Россия. За нами наблюдают 33 государства, а мы - за тремя десятками "вероятных друзей".
При этом "западники" летают на вполне современных самолетах-разведчиках, а российские наблюдатели имели в своем распоряжении допотопные Ту-154МЛК и Ан-30Б, оснащенные лишь пленочными аэрофотоаппаратами.
А вот Ту-214ОН - полноценный воздушный разведчик самого современного уровня. Специалистами концерна "Вега" для этого самолета был разработан комплекс суперсовременной аппаратуры, в которую входят мощные цифровые видео- и фотокамеры, специальные оптико-электронные устройства, станции радиолокационного наблюдения. Кроме того, борт лайнера оснащен мощными компьютерными системами, позволяющими обрабатывать получаемую информацию практически сразу.
До этого российские самолеты, выполнив миссию "Открытого неба", должны были вернуться на базу, где отснятая фотопленка проявлялась, обрабатывалась, и только потом давалось заключение: есть нарушения международных договоров или нет.
И самое важное - Ту-214ОН способен совершать трансатлантические перелеты и вести мониторинг территории США и Канады, которые ранее были нам недоступны. А вот теперь по Договору и эти страны обязаны показать, где и что у них припрятано на случай атомной войны, и о чем в России не знают.
Интересен был Sukhoi SuperJet в VIP исполнении. Такую машину заказал "Рособоронэкспорт". На этом самолете можно и комфортно летать за тысячи километров, и проводить деловые переговоры или рабочие совещания. Самолет будет оснащен специальной космической антенной, позволяющей поддерживать на борту интернет и мобильную связь.
Где боевая авиация, там и ее противники - системы ПВО. На этот раз настоящей сенсацией стала новейшая зенитно-ракетная система С-350 "Витязь", которая идет на смену "трехсоткам" первых выпусков и отлично дополняет С-400. К слову, С-400 поступают в войска в возрастающем количестве, в ближайшее время в строй вступят еще два полка, полностью оснащенных системами С-400.
На салоне впервые показывались зенитно-ракетные комплексы Сухопутных войск, которые были раньше на гусеничном шасси, а теперь - на колесном. Например, пользующийся хорошим спросом на внешнем рынке зенитно-ракетный комплекс "Бук-М2Э", с гусениц "пересел" на белорусское колесное шасси МЗКТ. А вот "Тор-М1" был смонтирован на шасси индийских автомобилей "ТАТА". Дело в том, что в Дели проявили к комплексу определенный интерес, но с условием установки его на свои колеса. Пожелание выполнено.
Очень интересна была экспозиция корпорации "Тактическое ракетное вооружение". Ракеты "земля-воздух", "земля-поверхность", а также противорадарные ракеты последних разработок по своим боевым возможностям в разы превосходят модели, стоящие сейчас на вооружении, в том числе - в армиях НАТО.
Новая ракета "воздух-воздух" может гарантированно уничтожать цели на удалении в 200 километров, а ракета Х-59МК может лететь таким образом, что, обогнув препятствие, выходит на цель с курса, встречного полету самолета-носителя ракеты. И враг не успеет сообразить, откуда по нему стреляют, и будет уничтожен. К примеру, надо поразить вражеский корабль. Самолет, находящийся за горной грядой или за островом, пускает ракеты, которые огибают остров и бьют по цели в упор, причем, повторюсь, со стороны противоположной траектории полета самолета.
Был период, когда в авиационном ракетном вооружении мы подошли к критической черте, за которой следовал неминуемый провал. Сейчас Россия вновь выходит в мировые лидеры.
В ходе общения со специалистами "Тактического ракетного вооружения" много раз журналистами задавался вопрос: а есть ли у нас гиперзвуковые ракеты? Подробно на это ответил Борис Викторович Обносов - гендиректор корпорации и генконструктор авиационных средств поражения. По его словам, освоение гиперзвука сравнимо и даже превосходит по сложности решаемых задача программу запуска первого спутника и даже выход человека в космос. Предстоит решить очень непростые вопросы по двигателям, по материалам, по сложнейшему моделированию процессов системного управления.
Как сказал Борис Обносов, до начала 1990 года в изучении гиперзвука наши работы ни в чем не уступали тем, которые велись в США. Потом у нас был спад, а США работы продолжали. Фактически они нас опережают лет на пятнадцать. Но и позиции России по гиперзвуку не такие уж безнадежные. Главное, сейчас к этой тематике привлечено внимание высшего руководства страны.
По словам Обносова, по гиперзвуку необходима консолидация всех усилий, которые прилагают сейчас к решению этой задачи различные предприятия, иначе большие средства будут распылены без ожидаемого успеха. А тот, кто первым освоит долговременный стабильный управляемый полет на гиперзвуковой скорости - от 4,5Ми до 10М в атмосфере, получит огромный выигрыш и фору перед теми, кто эту задачу не решил.
У нас есть аппараты, которые летают и с гораздо большими скоростями, чем даже 10М, но это баллистические пуски - подчеркнул Обносов. Речь же идет об управляемом полете.
Какие сложности возникают при освоении управляемого гиперзвукового полета? Двигатели, которые хорошо работают на гиперзвуковых скоростях, не тянут на сверхзвуковых, тем более - дозвуковых. А ведь надо обеспечить взлет и посадку аппаратов. Есть проблемы со сверхзвуковым горением топлива при полете. Может ли это горение быть управляемым и какие материалы смогут долговременно выдержать температуру в тысячи градусов по Цельсию? Как обеспечивать связь с аппаратом, летящим на гиперзвуке, если он окружен слоем плазмы и не пропускает радиосигналы? Есть и масса других вопросов.
Тем не менее, задача решается. На стенде ЛИИ им. М.М.Громова демонстрировалась обгорелая модель, использовавшаяся для исследования характеристик прямоточного воздушно-реактивного двигателя в интеграции с планером гиперзвукового летательного аппарата.
Эта модель двигателя реально испытывалась на скорости 6М в аэродинамической трубе. Всего было проведено 80 продувок длительностью по 70 секунд. Пятьдесят раз запускался и устойчиво работал прямоточный двигатель, при этом температура горения превышала 1500 градусов по Цельсию.
Одна из главных сенсаций МАКС-2013, о которой мы рассказывали, но стоит все-таки повториться, - РКК "Энергия" представила пилотируемый транспортный корабль нового поколения, который придет на смену "Союзам" и "Прогрессам". Готовность корабля - 70 процентов. При его создании реализовано множество революционных технических решений. По признанию специалистов НАСА, бывших на салоне, по своим характеристикам он оказался лучше "Ориона", над которым сейчас активно работают в США. Особенно американцев удивил внутренний объем многоразовой спускаемой капсулы, в которой можно стоять в полный рост, и есть даже выделенное закрытое место для туалета.
Пилотируемая кабина рассчитана максимум на шесть космонавтов. При экипаже в шесть человек можно доставлять на орбиту не менее 500 килограммов и столько же возвращать обратно. При уменьшении экипажа масса груза, естественно, увеличивается. В конструкции корабля широко применены композиционные материалы, а также особо прочные алюминиевые сплавы. В перспективе он сможет доставлять космонавтов даже на Луну.
У этого корабля пока нет названия. Руководство РКК его выбирает. Читатели "РГ" тоже могут присылать свои предложения, и они будут переданы в "Энергию".
Порадовал МАКС-2013 и множеством небольших самолетов, зачастую сделанных своими руками, но имеющих все разрешительные документы на полеты. Интерес к авиации в нашей стране не слабеет, несмотря ни на какие потрясения и финансовые проблемы. Будем летать!
МАКС-2013 побил рекорд по контрактам.
Как сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК и входящие в нее предприятия подписали контрактов и соглашений на поставку и обслуживание авиатехники в ходе салона МАКС-2013 на сумму 12 млрд долларов. Всего подписаны соглашения на поставку 178 самолетов - 96 SSJ100 и 82 МС-21. Одним из крупнейших стал 3-летний контракт с Минобороны России на сервисное обслуживание авиатехники на 85 млрд рублей.