На морских и речных круизах введут строгие правила безопасности

Ходят слухи, что будет введен тотальный досмотр туристов на речных и морских круизах. И они не смогут взять в каюту личное оружие, даже оформленное по всем правилам. Как выяснила корреспондент "РГ", все это вовсе не слухи, а почти реальность.

О новых мерах безопасности на морском и речном трнаспорте, которые собираются ввести со следующего года, "РГ" рассказал замглавы Росморречфлота Сергей Горелик.

Проверять пассажиров будут на всех судах или есть исключения?

Сергей Горелик: Досмотр будет введен при посадке практически на все коммерческие суда, кроме самоходных и прогулочных судов с парусами.

Но нужно сразу отметить: эти требования к пассажирам заработают только после принятия закона о расширении полномочий служб транспортной безопасности. Законопроект внесен правительством в Госдуму и прошел первое чтение.

Уже подготовлен перечень предметов, ограниченных или запрещенных к перевозке в ручной клади на судах внутреннего водного транспорта. Во многом он похож на тот, что существует в авиации: речь идет в первую очередь о взрывчатых веществах, незаконном оружии, наркотиках. Если же у пассажира есть все необходимые разрешительные документы на оружие, то под запрет оно не подпадет. Но при он должен сам заявить перед досмотром, что у него есть ограниченные к перевозке предметы, и сдать их.

Но в самолете то же оружие можно сдать в багаж. А на судне? Там чемоданы несут в каюту!

Сергей Горелик: Мы предусматриваем выделение на судне комнаты для хранения ограниченных к провозу предметов и веществ. Это относится не только к оружию, но и к другим предметам и веществам, которые могут быть задействованы для захвата судна - их надо будет сдать в комнату хранения. Причем услуга по хранению будет бесплатной.

Но не все знают, что нельзя провозить. Как вы собираетесь информировать пассажиров?

Сергей Горелик: Перечни ограниченных к перевозке предметов будут доступны и на сайтах госорганов, и в точках продаж билетов. В тех зонах, где планируется проводить досмотр, должны быть информационные плакаты, где будет подробно расписано, что нужно предъявлять, о чем необходимо сообщить.

Базы данных о пассажирах перевозчики будут вести?

Сергей Горелик: Автоматизированная база данных о пассажирах едина для всех видов транспорта, ее ведет подведомственное минтрансу предприятие. Она создана в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. В том, что касается водного транспорта, информация должна приходить с международных и с отдельных внутренних маршрутов, перечень которых определяет правительство.

А пассажир, приобретая билеты на эти маршруты, будет обязан предъявлять паспорт, как это уже практикуется в авиации, на железной дороге.

Компаниям придется потратиться, чтобы выполнить все новые требования по безопасности. Они же касаются не только базы данных и комнат хранения, но и состояния судна, квалификации команды...Стоимость круизных туров увеличится.

Сергей Горелик: Что важнее для пассажира: некоторый рост цены на билет либо собственная безопасность? Наверное, безопасность. При этом надо понимать: если будет чрезмерное или необоснованное повышение цен рядом перевозчиков, то они, находясь в рынке, просто лишатся пассажиров.

Если же говорить о недобросовестных перевозчиках, которые пытаются выжать из судов последнее, то существует целый ряд мероприятий по их выявлению. За навигацию этого года уже было проведено восемь тысяч проверок, выявлено более 600 нарушений, которые повлекли арест судов и невозможность дальнейшего передвижения флота до устранения нарушений. Дешевле устранить нарушение, иначе придется уйти с рынка, а никто не намерен с него уходить.

Какие меры владелец судоходной компании должен предпринять, чтобы исключить захват судна?

Сергей Горелик: Если, например, велика вероятность захвата пиратами, то есть особые меры: например, все суда, которые направляются в Аденский залив, должны быть оборудованы так называемыми "цитаделями".

Это помещения, в которые невозможно проникнуть снаружи, в которых есть запасы еды, воды, автономные средства связи, в частности, тревожная кнопка и энергопитание. Примерно такой же набор требований есть и для пассажирских судов - с учетом того, естественно, что на борту много людей.

Но есть те, кто на своем катере не идет захватывать суда, но, нарушая правила судоходства, представляют неменьшую опасность на воде, чем террористы. Есть ли дисциплинарные меры для них?

Сергей Горелик: Капитаны акваторий и портов теперь имеют полномочия по обеспечению транспортной безопасности морского порта и прекращению противозаконных действий маломерных судов. И они знают, как это делать.

Купальный сезон уже закончен. И все-таки на будущее, напомните, какие правила должны соблюдать любители заплывать за буйки?

Сергей Горелик: Если говорить об акваториях внутренних водных путей, то там зона ответственности капитана бассейна ограничивается судовым ходом, который обозначен специальными знаками.

Организованные пляжи никогда не попадают в зону судового хода. Если купающийся пересекают судовой ход, то он прежде всего сам нарушает правила. Маломерный флот, кстати, тоже не может нарушать зону судового хода, он должен перемещаться ближе к берегу. Так что тем, кто любит купаться на диких пляжах или заплывать за буйки, следует вести себя с осторожностью и точно так же, как и на автодороге, внимательно смотреть вокруг.

В этом году заканчивает действовать программа по обеспечению безопасности населения на транспорте. Что еще не сделано?

Сергей Горелик: За 2010-2013 годы для повышения уровня защищенности водного транспорта из федерального бюджета было выделено чуть более 7 миллиардов рублей. На них было оснащено современными инженерно-техническими средствами наиболее крупные и значимые порты, шлюзы, другие гидротехнические сооружения. В общей сложности - 87 объектов.

Однако еще остались объекты, которые нуждаются в повышении уровня защищенности, и мы надеемся в рамках продления программы эту работу выполнить.