"Мы предлагаем бюджетный маневр", - объяснил он в интервью телеканалу "Россия 24". Расходы в целом урезаться не будут, уточнил Силуанов. Но за счет равномерного сокращения расходов можно будет собрать пул средств, которые направят на приоритеты, определенные правительством в ближайшее время. В первую очередь под сокращение попадут госзакупки, во вторую - все расходы, которые не являются первоочередными, пояснил министр позже в кулуарах саммита G20.
Искать дополнительные деньги минфин вынужден из-за более низких, нежели предполагалось раньше, темпов роста экономики, объясняет Андрей Чернявский из Центра развития Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики". Недавно минэкономразвития снизило прогноз по росту экономики на этот год. По консервативному сценарию предполагается, что в этом году экономика прибавит всего 1,8 процента, тогда как при верстке бюджета и в начале года рассчитывали на рост в 3,2 процента. Более низкими темпами экономика будет расти и в последующие годы. А для уверенного исполнения всех принятых ранее обязательств нужны среднегодовые темпы роста, превышающие в 1,5 раза общемировые, замечает Никита Масленников из Института современного развития. Если учесть, что рост мировой экономики в этом году может составить 3,2-3,4 процента, России следовало бы прибавить 4,5-4,7 процента, а лучше 5 процентов, говорит он.
Риск недобора по доходам в федеральный бюджет на 2013 год составляет 500-600 миллиардов рублей, а по всей бюджетной системе - почти триллион рублей, подсчитал Масленников. Эти же риски перекладываются и на 2014-2015 годы. В этом году, впрочем, сокращать заложенные расходы, скорее всего, уже не станут, полагает эксперт. Нехватку денег в бюджете можно будет перекрыть за счет так называемых условно утвержденных расходов, непополнения нефтегазовых фондов, при этом дефицит будет не более одного процента от ВВП. Но дальше проблемы могут только обостриться.
Сколько именно средств можно будет сэкономить и перераспределить в будущем, какие именно расходы, кроме госзакупок, "подрезать", пока говорить трудно, признает Чернявский. "Помимо публично-нормативных обязательств, о сохранении которых говорил Силуанов, есть еще и приравненные к ним - это прежде всего зарплаты. Трудно представить, что они будут снижены. Но можно предположить, что перед министерствами поставят задачу повысить эффективность, сократить штатную численность". Это весьма существенные средства. На зарплаты и денежное довольствие военнослужащих из бюджета тратится примерно 3 триллиона рублей, уточняет Чернявский. Так что резерв для экономии здесь есть, и приличный.
Вероятно, будут сокращены инвестиционные расходы. Но большим ударом это не станет. Госинвестиции будут поддержаны планами правительства по реализации масштабных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, напоминает Чернявский. Из средств этого фонда на инфраструктурные проекты направят 450 миллиардов рублей. Так что потоки уравновесятся, сокращение бюджетных проводок будет компенсировано, успокаивает Масленников. В то же время могут пострадать расходы на человеческий капитал - образование, здравоохранение, науку, беспокоится он.
Сокращение расходов - тяжелая, но вынужденная и необходимая мера, признают оба эксперта. "Но возникает другой вопрос: либо мы миримся с темпами роста, когда приходится постоянно ужимать расходы, что тоже негативно сказывается на экономике и соцсфере, либо начинаются реформы по перезагрузке секторов, которые требуют государственных вливаний - образования, здравоохранения", - говорит Масленников. Надо продвигать пенсионную реформу. Причем самая большая сложность - реализовать реформы технологически, заделы есть почти везде, но движется дело трудно, сокрушается Масленников.