Вчера к большой компании наших старых друзей, прибавилась очередная "порция" пушкинских учителей: чествование 50-ти лучших из 20 стран прошло в Белом зале столичной мэрии. Организаторами конкурса выступают "Российская газета" и правительство Москвы при поддержке МИД России и фонда "Русский мир".
Тема нынешнего года - "Русский язык за рубежом: бедняк?.. богач?.. Как ближнее и дальнее зарубежье обогащает русский язык" - оказалась необыкновенно продуктивной для учительских наблюдений, лишенных, кстати, снобизма и пуританства. Да, среднеазиатский базар не силен в русских падежах, а юноши в Ереване кричат вдогонку: "Вай, девушка какой!", ведь у армянских существительных нет рода. Языки, как тонко заметили наши лауреаты, не могут жить изолированно, иногда их союз рождает настоящие лингвистические шедевры, вроде казахстанского "рахматизирую", то есть "благодарю" от "рахмат" - спасибо. Ничего в этом страшного нет, если языки-соседи мирно сосуществуют, помогая людям лучше понимать друг друга в культурных контактах, в бизнесе. Равшан Меликшоев из Таджикистана и вовсе предложил отойти от лингвистической трактовки темы эссе. В его стране, откуда миллион человек приезжает на заработки в Россию, русский язык - источник настоящего, выраженного в денежных единицах богатства. "Тот, кто знает русский, может стать в Москве не просто рабочим, строителем, а бригадиром, начальником, - рассуждает Равшан. - Впрочем, русский язык и в Таджикистане не даст мне умереть с голоду. Я работаю и частным репетитором. Перед отъездом в Россию приходят люди и просят помочь. Ведь иной раз в магазине не знают, как курицу купить: показывают на яйца и говорят: "Дайте их маму!".
Заместитель председателя Государственной Думы РФ Людмила Швецова, поздравив учителей и назвав их народными дипломатами, признала: русский язык беднеет.
- Мы беспокоимся не только о том русском , который звучит на международном пространстве, но и о том, который мы слышим у нас в стране. В интернете - русский язык весьма "относительный", если не сказать жестче. Мы теряем блистательность великого и могучего. А между тем на нем говорят и его понимают 350 миллионов человек. Нужда в нем есть, ведь мир смотрит на Россию с надеждой.
Академик РАО Виталий Костомаров вслед за Гоголем сравнил русский язык с океаном:
- Язык неуправляем юридически, он развивается как-то сокровенно. А в океане есть не только красота, но и обломки погибших кораблей. В спокойное время этого мусора не видно, а в от во время бури со дна поднимается много всего отвратительного и безобразного. Задача учителя - показать ученикам, что я в языке есть разное, но использовать надо только звучное, прекрасное, точное. Авторитет языка зависит от авторитета страны. Пока мир разделен, юридически управлять языками невозможно, но по-другому - можно. И лучший пример - это Пушкин. Он никаких указов не подписывал, просто у него были хорошие преподаватели русского. Так вот, у каждого нашего учителя есть сверхзадача - воспитать любовь к русскому языку, к его особой звучности и красоте.
Виталий Костормаров - автор знаменитого "Русского языка для иностранцев", а тема хорошего учебного пособия для наших лауреатов больная. Любовь Прокоп из Польши рассказывает, что у них запрещено в школах пользоваться учебниками русского языка, изданными в России. "Вот и появляются учебные пособия, о которых можно анекдоты русским рассказывать. На презентации одного из таких учебников, когда мы указали на вопиющие ошибки и факты, изложенные там, мы получили ответ: "Вы уже давно живёте в Польше и не ориентируетесь, что русский язык очень изменился"... Любовь приводит примеры такого "обогащения": православное Рождество оказывается 6 января, Иисусу Христу досталось - его с одним "И" написали...А автор "Мертвых душ" - Лермонтов.
А под занавес торжества в Белом зале - шампанское под музыку. Изысканно, ярко и "в тему": какой же бал без русского романса!