Районные газеты в Нижегородской области уже осознали, что для выживания им необходимо наращивать свое присутствие в Интернете. И успешные примеры такой работы в регионе уже есть.
Об этом и многом другом в интервью "РГ" на втором Международном бизнес-саммите рассказал министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин.
Сергей Валентинович, у вас насыщенная программа работа на саммите, множество мероприятий. Что для вашего министерства является ключевым?
Сергей Кучин: Из всех площадок, которые работают в рамках этого саммита, ключевой является Дом прессы. Это возможность собрать специалистов в одном месте, пообщаться, обсудить важные темы, услышать компетентные мнения, поучаствовать в дискуссиях. Если говорить глобально, это дополнительные возможности позиционирования региона на всероссийских и международных площадках. Через средства массовой информации.
Вы участвовали в работе семинара "Местная пресса в современном информационном пространстве". Его участники говорили о падении тиражей, о том, что нужно уходить в онлайн. Особенно актуально это для районных СМИ, где остро ощущается нехватка кадров, средств… Какое резюме вынесли из этого разговора? Какой прогноз - пессимистичный, оптимистичный?
Сергей Кучин: Естественно, в эпоху Интернета, когда выросла конкуренция (границы стерлись), когда технологии наступают, районным СМИ надо перестраиваться. Но главный результат сегодняшнего разговора - то, что удалось показать: оптимизм возможен. Мы выстроили программу разговора так, что участники секции услышали выступления руководителей районных СМИ, которые уже работают успешно. Благодаря Интернет-версиям печатных изданий таким руководителям удалось не только сохранить тиражи, но и увеличить их. Число подписчиков таких муниципальных газет выросло.
Пять изданий показали, что благодаря современным технологиям можно успешно конкурировать на рынке СМИ. Хотя, естественно, остается масса вопросов: кадровая составляющая, жестокая конкуренция с федеральными монстрами. Тем не менее, место для районных СМИ было, есть и останется.
Допущу мысль, что таких успешных СМИ все же меньшинство. Пять, ну десять на 52 района. А остальные?
Сергей Кучин: Сегодня у всех СМИ есть то или иное представительство в интернете. Кто-то его едва поддерживает, а кто-то даже зарабатывает на размещении там рекламы. Допустим, реклама в муниципальной газете стоит 90 рублей. Но если рекламодатель хочет рассказать о себе еще и в интернете, ему предлагают доплатить 10 рублей. И вот на этих 10 рублях газета зарабатывает дополнительно 4 тысячи рублей. Для маленькой газетки это как раз те средства, которые можно доплачивать модератору сайта. Подчеркну, речь не о Нижнем Новгороде, это маленькая районка.
Вы говорите о заработках, коммерциализации. По опыту общения со своими коллегами из рекламного бизнеса знаю, что в некоторых районках подход к рекламодателю такой: "нам от вашей рекламы ни холодно, ни жарко, нас содержит бюджет". Есть ли задача как-то поменять эту установку?
Сергей Кучин: Да, есть еще руководители старой закалки, которые не хотят избавиться от иждивенчества. "Если денег не хватает, надо идти просить", рассуждают они. Но это уже скорее исключение из правил. Наше министерство в течение последнего года проводит семинары для редакторов районных СМИ, на которых специалисты рассказывают им о передовом опыте, о том, как можно заработать деньги. Активно подталкиваем руководителей СМИ к развороту в сторону Интернета. Есть еще пока вот этот старый менталитет, но он меняется. И то, что сегодня надо иждивенчество уже не прокормит, начали понимать большинство руководителей районок. Бюджетное финансирование ограничено, газеты - муниципальные предприятия, они должны зарабатывать, а бюджет перечисляет им только часть необходимых средств.
Вы упоминали о семинарах. Насколько это массовая работа? Как часто проводите такие встречи?
Сергей Кучин: Если сложить все крупные мероприятия вроде сегодняшнего, то получается 4-5 раз в год.