Правда, касалось оно, в основном, старшеклассников. Педагоги посчитали, что нагрузка в выпускных классах зашкаливает.
А потому, когда речь уже идет о предпрофильной подготовке, нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы самообразования, которая для него полезна и нужна.
Инициатива вызвала огромную дискуссию и среди педагогов, и среди родителей.
- Обучение без домашнего задания невозможно, - уверяет директор столичной гимназии N1503 Стелла Цимбалюк. - Ребята получают знания в школе и закрепляют их дома. Причем идея отменить домашнее задание не новая. В 1960-х годах был такой новаторский "Липецкий метод": педагоги-энтузиасты решили обойтись без самостоятельной работы учеников после уроков. Но результаты оказались совсем не такие, как ожидались.
Хотя в идее отменить "домашку" есть здравое зерно. Последние два школьных года ребята в основном целенаправленно готовятся к ЕГЭ.
Как известно, для поступления в вуз нужны три экзамена - русский язык, математика и еще один, по профильному предмету. Учителя подтверждают: "натаскивание" на ЕГЭ приносит свои плоды, написать тест на хорошую отметку - теперь лишь дело техники. Причем даже не списывая и не пользуясь многочисленными утечками ответов. А потому для большинства старшеклассников часть школьных предметов становится нужной лишь для общего развития.
Из-за этого многие будущие технари требование, например, словесника выучить стихотворение Маяковского воспринимают как ненужную обузу. А гуманитарии, с точностью наоборот, не жалуют задачки по физике и химии.
- Если школьник воспринимает обучение в старших классах только как подготовку к ЕГЭ - безусловно, домашнее задание по непрофильным предметам будет для него лишним, - говорит руководитель проекта "Ваш репетитор" Алексей Пламадялов. - Однако для общего развития "непрофильное домашнее задание" очень важно.
И вновь напрашивается вопрос: а кого должна готовить школа? Гарантированных студентов-профильников? Или широко образованных личностей? По данным опроса Фонда "Общественное мнение", четверо родителей из пяти уверены, что школа, в которую ходит их ребенок, даст своим ученикам хорошее образование. Но каждый вкладывает в этот термин свое понятие. Так, 72 процента взрослых россиян считают, что для успеха в жизни необходимо просто получить высшее образование. А значит, как минимум в школе хорошо сдать ЕГЭ. Получается, заниматься общим развитием детей учителям все-таки стоит лишь до 9-го класса. А два заключительных года - готовить к Единому?
Но поступить в вуз, получить диплом о высшем образовании и само высшее образование - совсем не одно и то же. Ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров каждый год устраивает первокурсникам лекции для "ликвидации безграмотности": у многих первокурсников, поступивших по ЕГЭ, явные пробелы с русским языком, и не только. Полноценно готовить инженеров, которые не знают биологии, химии, географии и даже истории с литературой оказывается невозможно.
- Отмена домашних заданий приведет к окончательному и бесповоротному развалу учебного процесса в школе, - уверен кандидат технических наук, доцент кафедры общей физики МФТИ, лауреат премии фонда "Династия" Владимир Овчинкин. - Даже наши продвинутые студенты, я подозреваю, далеко не все ответят на вопрос, куда впадает Волга. Я проверял второкурсников, - правильно ответил один из пяти человек. Выборочные "знания" - иллюзия знаний, не более, а отмена домашних заданий чревата получением на выходе из средней школы лентяев и бездельников, не способных к напряженному труду.
- На самом деле отменить домашние задания для своих учеников может любая школа - для этого достаточно решения управляющего совета, - замечает источник в Министерстве образования и науки России. - Никакой директивы ждать для этого не надо. Учителя и родители сами могут договориться между собой, насколько стоит грузить выпускников теми или иными предметами.
Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук:
- Учеба - это тяжелый труд. Если в начальной школе еще можно обойтись без домашних заданий, то в старших классах нереально. Ведь люди готовятся к ЕГЭ, а материал необходимо закреплять. Я за этой инициативой вижу цинизм и прагматизм, когда дети занимаются с репетиторами по основным предметам, которые они будут сдавать, а по остальным дисциплинам получают липовые оценки. Поощрять такое нельзя. Образование должно быть всесторонним и глубоким, и без домашнего задания здесь не обойтись.
Алексей Овчинников, учитель биологии, учитель года-2011:
- Не вижу проблемы для обсуждения. Она не требует кардинального вмешательства на законодательном уровне. Задавать домашнее задание - это приоритет учителя. И объем его зависит от того, как налажена работа с тем или иным классом. С точки зрения методики обучения, усвоения знаний уже доказана и проверена целесообразность домашнего задания как повторения учебного материала. Однако грамотный учитель может сократить его объем. Если большую часть материала объяснить и закрепить на уроке, то нагружать домашним заданием старшеклассников не придется.
Виктор Фертман, директор государственной столичной гимназии:
- Двоякое отношение: с одной стороны, старшеклассники замучены домашним заданием, а с другой - есть предметы, по которым невозможно его отменить. Читать книги - тоже домашнее задание, не на уроке же вслух читать.
Татьяна Лазарева, актриса, телеведущая:
- Сейчас образование стало допускать наличие каких-то репетиторов, на которых дети тратят много времени. Проще было бы решить проблему подготовки к ЕГЭ в школе, чтобы необходимость в них отпала. Тогда, естественно, говорить об отмене домашних заданий и не придется.
Подготовила Анастасия Иванова