Росту Mobile Backhaul способствует развитие технологий: при переходе к высокоскоростным сетям HSPA+ и 4G/LTE распределительные транспортные сети зачастую становятся "слабым звеном" сетевой инфраструктуры. По этой причине операторы активно модернизируют свой "транспорт", готовясь к резкому возрастанию объемов трафика данных.
Классическая транспортная сеть оператора мобильной связи состоит из двух основных сегментов: распределительной сети (backhaul), связывающей базовые станции с контроллерами и центрами коммутации подвижной связи (Mobile Switching Center, MSC), и магистральной сети (backbone), обеспечивающей высокоскоростной транспорт между центрами коммутации. В иерархии телекоммуникационных сетей сети backhaul занимают позицию промежуточного звена ("средней мили") между базовой сетью (Core Network) и малыми подсетями на "краю" всей сети.
По оценке J son & Partners Consulting, в 2012 году российские операторы увеличили инвестиции в распределительные транспортные сети на 9% до 5,3 млрд рублей, что составляет около 2% мирового рынка оборудования Mobile Backhaul для макросот. В ближайшие годы российские операторы продолжат инвестировать в Backhaul. Среднегодовой темп роста инвестиций в Mobile Backhaul между 2012 и 2015 гг. составит от 7% до 10%.
"Доходность операторов сотовой связи от предоставления услуг голосовой связи достигла своего предела, в то время как доходность от предоставления услуг мобильного доступа в Интернет постоянно увеличивается. Стремительно растущий пользовательский спрос на мобильный доступ в Интернет требует обеспечения более высоких скоростей передачи данных в радиоканале между базовыми станциями и абонентами. Данное обстоятельство заставляет операторов сотовой связи переходить на новые технологии - 3G и 4G (LTE). Базовая станция (БС) технологии 4G LTE (Release 10) способна обеспечить пиковую скорость передачи данных в радиоканале до 300 Мбит/с в направлении от БС к абоненту и 75 Mбит/с в направлении от абонента к БС. В перспективе планируется увеличить указанные скорости соответственно до 1 Гбит/с и 500 Мбит/с, - рассказал начальник управления сетевых технологий компании "Техносерв" Анатолий Спичихин. - Приведенные значения значительно отличаются от скоростей передачи данных в ранее построенных сетях 2G. Поэтому если раньше для обеспечения передачи трафика от базовых станций к ядру сети (Core) в распределительных сетях (Backhaul) достаточно было использовать низкоскоростные каналы передачи данных, то теперь необходимо использовать высокоскоростные каналы (от сотен Мбит/с до единиц и более Гбит/с). Для обеспечения такой высокой пропускной способности распределительной (транспортной) сети требуется ее глубокая модернизация с применением волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), оборудования технологий DWDM и Gigabit Ethernet".
Операторы сотовой связи лучше, чем кто-либо, понимают необходимость модернизации своих транспортных сетей при переходе на новые технологии связи. "Совместное обеспечение высокой пропускной способности радио- и транспортных сетей позволит им выполнить необходимое качество обслуживания абонентов и тем самым не отстать от конкурентов в их борьбе за клиентов. Ведь совсем скоро в России будет разрешен принцип MNP, когда каждый желающий сможет сменить оператора, сохранив свой номер, а значит, качество связи выйдет на первый план", - добавил Анатолий Спичихин.