Позже появилось официальное сообщение пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации. В нем говорилось, что на АПЛ "Томск" Тихоокеанского флота, проект 949А, находящейся в ремонте на Дальневосточном заводе "Звезда", в ходе проведения сварочных работ произошло возгорание резиновой изоляции и старой краски внутри цистерны главного балласта. Это привело к задымлению части межкорпусного пространства, пострадавших нет. При этом подчеркивалось, что оба реактора главной двигательной установки заглушены и находятся в безопасном состоянии, а боезапас на лодке отсутствует.
В связи с ЧП создана комиссия по выяснению причин пожара во главе с вице-президентом ОСК Сергеем Форафоновым. По предварительным данным, возгорание произошло в результате нарушения техники безопасности при проведении "огневых" работ.
Когда появились первые признаки возгорания, рабочие попытались потушить огонь собственными силами, но огнетушители оказались пустыми. Пламя, правда, сбили подручными средствами, но для ликвидации с сильным задымлением пришлось вызывать пожарных.
В итоге с дымом боролись 15 пожарных расчетов - семь от МЧС и восемь - 703-го центра МТО Тихоокеанского флота. Они активно проливали пространство между прочным и легким корпусами. Личный состав АПЛ "Томск" субмарину покинул, остались лишь несколько матросов, занимавшихся мониторингом ситуации и слежением за приборами.
- Единственная опасность - это баллоны высокого давления, которые расположены между прочным и легким корпусами. Если они полные, то при нагревании произойдет взрыв, - прокомментировал ситуацию бывший подводник, полковник в отставке Юрий Каретников.
- Взрыва быть не может, так как лодка находится в "заводских" условиях. Волноваться не стоит, - сказал, в свою очередь, вице-адмирал в отставке, бывший командующий ТОФ Геннадий Хватов. Предварительные результаты причин задымления, а также масштабы ЧП и повреждений, как сообщается, будут известны примерно через неделю. Представители военной прокуратуры Тихоокеанского флота на судоремонтный завод уже выехали.
Пострадавшая при ремонте АПЛ К-150 - самая новая из оставшихся в строю атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, которые создавались про проектам 949 "Гранит" и 949А "Антей" Санкт-Петербургского ЦКБ МТ "Рубин". Все они строились с середины 70-х на Севмаше. Наибольшую известность получила К-141 "Курск", трагически погибшая вместе с экипажем на учениях в августе 2000 года.
К-150 "Томск" заложена в 1991 году , принята в эксплуатацию в 1996-м. Первые год-полтора экипаж осваивал учебно-боевые задачи на Севере и базировался в Западной Лице - почти у самой границы с Норвегией.
А в сентябре 1998 года совершил так называемый межфлотский переход в бухту Крашенинникова на Камчатке, после чего был включен в состав Тихоокеанского флота. Главное предназначение "Антеев" - борьба с авианосными ударными соединениями противника на больших дистанциях и скоростях. На флоте корабли этого типа до недавних пор негласно именовали "убийцами авианосцев".
Основные характеристики АПЛ проекта 949А: полное водоизмещение - 24 000 т; длина -154 м, ширина -18,2 м, осадка - 9,2 м. Скорость надводная -15 узлов, подводная - 32. Предельная глубина погружения -
600 м, автономность плавания -120 суток; экипаж -130 человек.
Основное вооружение - противокорабельные ракеты "Гранит"
в 24 пусковых установках, торпеды и ракето-торпеды.
За минувшие полтора года случились две крупные аварии и одна катастрофа на лодках, стоящих на ремонте и вводимых в боевой строй.
29 декабря 2011 года на ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) К-84 "Екатеринбург", стоявшем в доке судоремонтного завода в Мурманской области, произошло возгорание. Пожар продолжался более 9 часов, при его ликвидации пострадали девять человек. Подводный крейсер получил серьезные повреждения, стоит вопрос о целесообразности восстановительных работ.
Стоит отметить, что РПКСН "Екатеринбург" входил в состав морской группировки стратегических ядерных сил России, развернутой на Северном флоте. Ее костяк - еще пять таких же кораблей, построенных по проекту 667БДРМ Санкт-Петербургского ЦКБ МТ "Рубин" (имена собственные: "Брянск", "Верхотурье", "Карелия", "Новомосковск" и "Тула"). Основное вооружение - 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМ (и их модификация Р-29РМУ2 "Синева") с дальность полета более 10 тысяч километров. Эти подводные крейсера - основа стратегических ядерных сил ВМФ России.
23 мая 2012 года произошел пожар на американской атомной подводной лодке "Майами" (класс "Лос-Анджелес"), стоявшей на ремонте в сухом доке военной судоверфи в Портсмуте. Пожар продолжался десять часов. Лодка получила столь серьезные повреждения, что Пентагон принял решение исключить ее из состава ВМС и отправить на утилизацию.
14 августа 2013 года на военно-морской базе ВМС Индии в Мумбае загорелась, практически сразу взорвалась и затонула дизель-электрическая подводная лодка "Синдуракшак". Погибли все члены экипажа лодки, находившиеся на борту. Расследование причин этой катастрофы продолжается.
А если вспомнить историю, то двадцать лет назад случилось сразу два возгорания в доках и в отстое. 30 января 1993 года на атомной подлодке Северного флота, которая находилась на судоремонтном заводе в Мурманской области, произошел пожар. 15 сентября 1993 года в Фокино, Приморский край, во втором отсеке атомной подлодки Тихоокеанского флота, находившейся на консервации, произошел пожар. Для ликвидации огня отсек, где был устроен склад лакокрасочных материалов, пришлось затопить. Погибших и там, и там не было.
Десять с небольшим лет назад, в марте 2003 года, в поселке Росляково, Мурманская область, на многоцелевой атомной субмарине "Псков", находившейся в сухом доке на судоремонтном заводе N 82, при проведении сварочных работ загорелось резиновое покрытие. Возникший пожар быстро ликвидировали.