В тушении огня на АПЛ "Томск" участвовали 15 пожарных расчетов

Дым над плавдоком "Паллада", в котором на ремонте стояла атомная подводная лодка "Томск", появился вчера рано утром. Запах жженой резины, идущий с судоремонтного завода "Звезда", ощущался во всех районах города Большой Камень.

Позже появилось официальное сообщение пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации. В нем говорилось, что на АПЛ "Томск" Тихоокеанского флота, проект 949А, находящейся в ремонте на Дальневосточном заводе "Звезда", в ходе проведения сварочных работ произошло возгорание резиновой изоляции и старой краски внутри цистерны главного балласта. Это привело к задымлению части межкорпусного пространства, пострадавших нет. При этом подчеркивалось, что оба реактора главной двигательной установки заглушены и находятся в безопасном состоянии, а боезапас на лодке отсутствует.

В связи с ЧП создана комиссия по выяснению причин пожара во главе с вице-президентом ОСК Сергеем Форафоновым. По предварительным данным, возгорание произошло в результате нарушения техники безопасности при проведении "огневых" работ.

13 подводных крейсеров типа "Томск" было всего построено на "Севмаше". Четыре АПЛ (вместе с погибшим "Курском") уже выведены из боевого состава

Когда появились первые признаки возгорания, рабочие попытались потушить огонь собственными силами, но огнетушители оказались пустыми. Пламя, правда, сбили подручными средствами, но для ликвидации с сильным задымлением пришлось вызывать пожарных.

В итоге с дымом боролись 15 пожарных расчетов - семь от МЧС и восемь - 703-го центра МТО Тихоокеанского флота. Они активно проливали пространство между прочным и легким корпусами. Личный состав АПЛ "Томск" субмарину покинул, остались лишь несколько матросов, занимавшихся мониторингом ситуации и слежением за приборами.

- Единственная опасность - это баллоны высокого давления, которые расположены между прочным и легким корпусами. Если они полные, то при нагревании произойдет взрыв, - прокомментировал ситуацию бывший подводник, полковник в отставке Юрий Каретников.

- Взрыва быть не может, так как лодка находится в "заводских" условиях. Волноваться не стоит, - сказал, в свою очередь, вице-адмирал в отставке, бывший командующий ТОФ Геннадий Хватов. Предварительные результаты причин задымления, а также масштабы ЧП и повреждений, как сообщается, будут известны примерно через неделю. Представители военной прокуратуры Тихоокеанского флота на судоремонтный завод уже выехали.

Справка "РГ"

Пострадавшая при ремонте АПЛ К-150 - самая новая из оставшихся в строю атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, которые создавались про проектам 949 "Гранит" и 949А "Антей" Санкт-Петербургского ЦКБ МТ "Рубин". Все они строились с середины 70-х на Севмаше. Наибольшую известность получила К-141 "Курск", трагически погибшая вместе с экипажем на учениях в августе 2000 года.

К-150 "Томск" заложена в 1991 году , принята в эксплуатацию в 1996-м. Первые год-полтора экипаж осваивал учебно-боевые задачи на Севере и базировался в Западной Лице - почти у самой границы с Норвегией.

А в сентябре 1998 года совершил так называемый межфлотский переход в бухту Крашенинникова на Камчатке, после чего был включен в состав Тихоокеанского флота. Главное предназначение "Антеев" - борьба с авианосными ударными соединениями противника на больших дистанциях и скоростях. На флоте корабли этого типа до недавних пор негласно именовали "убийцами авианосцев".

Основные характеристики АПЛ проекта 949А: полное водоизмещение - 24 000 т; длина -154 м, ширина -18,2 м, осадка - 9,2 м. Скорость надводная -15 узлов, подводная - 32. Предельная глубина погружения -

600 м, автономность плавания -120 суток; экипаж -130 человек.

Основное вооружение - противокорабельные ракеты "Гранит"

в 24 пусковых установках, торпеды и ракето-торпеды.

Досье "РГ"

За минувшие полтора года случились две крупные аварии и одна катастрофа на лодках, стоящих на ремонте и вводимых в боевой строй.

29 декабря 2011 года на ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) К-84 "Екатеринбург", стоявшем в доке судоремонтного завода в Мурманской области, произошло возгорание. Пожар продолжался более 9 часов, при его ликвидации пострадали девять человек. Подводный крейсер получил серьезные повреждения, стоит вопрос о целесообразности восстановительных работ.

Стоит отметить, что РПКСН "Екатеринбург" входил в состав морской группировки стратегических ядерных сил России, развернутой на Северном флоте. Ее костяк - еще пять таких же кораблей, построенных по проекту 667БДРМ Санкт-Петербургского ЦКБ МТ "Рубин" (имена собственные: "Брянск", "Верхотурье", "Карелия", "Новомосковск" и "Тула"). Основное вооружение - 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМ (и их модификация Р-29РМУ2 "Синева") с дальность полета более 10 тысяч километров. Эти подводные крейсера - основа стратегических ядерных сил ВМФ России.

23 мая 2012 года произошел пожар на американской атомной подводной лодке "Майами" (класс "Лос-Анджелес"), стоявшей на ремонте в сухом доке военной судоверфи в Портсмуте. Пожар продолжался десять часов. Лодка получила столь серьезные повреждения, что Пентагон принял решение исключить ее из состава ВМС и отправить на утилизацию.

14 августа 2013 года на военно-морской базе ВМС Индии в Мумбае загорелась, практически сразу взорвалась и затонула дизель-электрическая подводная лодка "Синдуракшак". Погибли все члены экипажа лодки, находившиеся на борту. Расследование причин этой катастрофы продолжается.

А если вспомнить историю, то двадцать лет назад случилось сразу два возгорания в доках и в отстое. 30 января 1993 года на атомной подлодке Северного флота, которая находилась на судоремонтном заводе в Мурманской области, произошел пожар. 15 сентября 1993 года в Фокино, Приморский край, во втором отсеке атомной подлодки Тихоокеанского флота, находившейся на консервации, произошел пожар. Для ликвидации огня отсек, где был устроен склад лакокрасочных материалов, пришлось затопить. Погибших и там, и там не было.

Десять с небольшим лет назад, в марте 2003 года, в поселке Росляково, Мурманская область, на многоцелевой атомной субмарине "Псков", находившейся в сухом доке на судоремонтном заводе N 82, при проведении сварочных работ загорелось резиновое покрытие. Возникший пожар быстро ликвидировали.