Челябинские власти оптимизируют расходы за счет содержания госорганов

Челябинскую область ожидает сокращение расходов на содержание органов власти, областных учреждений и государственные закупки по всем ведомствам. Кроме того, экономия может коснуться дополнительных мер социальной поддержки, действующих в регионе.

Одобренный правительством РФ проект федерального бюджета оказался весьма жестким. "Когда экономика сжимается, расходы должны сокращаться", - подчеркнул первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, пока эта работа проводится на федеральном уровне, но в правительстве рассчитывают, что сигнал будет услышан и в субъектах РФ.

Впрочем, альтернативы в нынешних реалиях не существует. Показатели развития экономики Челябинской области позволяют прогнозировать в следующем году очень сдержанный рост собственных доходов - примерно на 7 процентов. Траты растут быстрее - в связи с увеличением социальной нагрузки и перераспределением "обязанностей" между бюджетами различных уровней. Межведомственная комиссия, обсуждавшая проект регионального бюджета следующего года, констатировала - общий дисбаланс достиг 33 миллиарда рублей. Это на 21 миллиард превышает допустимый Бюджетным кодексом РФ уровень.

Уровень долговой нагрузки Челябинской области составляет лишь 21 процент от предельного уровня - это позволяет использовать кредитные ресурсы без серьезного риска

Одним из основных факторов, негативно влияющих на наполнение бюджета, в 2014 году станут возвраты налога на прибыль. Согласно законодательству, предприятия, работающие с убытком, могут получить назад уже перечисленные по этой статье средства за три предыдущих года. В общей сложности крупные компании, ставшие заложниками неблагоприятной экономической конъюнктуры, облегчат казну более чем на 5 миллиардов рублей. Ситуацию осложнили и расходы чрезвычайного характера. Упавший в феврале метеорит пробил в казне региона миллиардную "дыру", ущерб от наводнения на юге области оценивается в 2,5 миллиарда рублей. Затраты региона на ликвидацию последствий этих стихийных бедствий уже превысили 1,3 миллиарда.

В таких условиях основной задачей становится финансовое обеспечение приоритетов, обозначенных в указах президента РФ: повышение зарплат бюджетникам, обеспечение местами в детсадах, расселение аварийного жилья. В общей сложности на это потребуется 22,4 миллиарда рублей. Также с будущего года на региональный уровень передаются полномочия по финансированию дошкольного образования, что потребует еще 11 миллиардов, и организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - еще свыше 500 миллионов.

Все эти направления будут профинансированы в любом случае, в том числе и за счет заемных средств. Челябинской области уже приходилось прибегать к заимствованиям: в 2012 году дополнительные деньги потребовались на повышение зарплаты бюджетникам, переселение поселка Роза, развитие здравоохранения и ЖКХ. В текущем году открытые для погашения бюджетного дефицита кредитные линии остались невостребованными. Однако в 2014-м региону почти наверняка придется занимать. Впрочем, как и многим другим субъектам РФ.

В частности, недавно Сбербанк выиграл три открытых аукциона Мурманской области на предоставление кредитов на сумму 1,5 миллиарда рублей. 13 аукционов на общую сумму около 3,9 миллиарда намерено провести правительство Омской области, девять аукционов должны обеспечить заем на 3,2 миллиарда рублей для Нижегородской области.

Уровень долговой нагрузки Челябинской области составляет сегодня 21 процент от установленного законодательством предельного уровня, или 5,6 миллиарда рублей (из них 3,3 миллиарда - кредиты банков). Это позволяет использовать кредитные ресурсы без серьезного риска, но жизнь в долг чревата негативными последствиями в долгосрочной перспективе.

В первую очередь будут умерены "аппетиты" органов власти - минимум на 5 процентов

Поэтому, как сообщил министр финансов области Андрей Пшеницын, в первую очередь будут умерены "аппетиты" органов власти - минимум на 5 процентов. По некоторым, наиболее дорогостоящим направлениям - таким, как информатизация органов власти, формирование "Электронного правительства", - сокращения будут еще более значительными.

- Необходимость сокращения расходов была озвучена и министром финансов, и председателем правительства, и президентом страны. Это нормальная практика для государств с прозрачной финансовой системой и рыночной экономикой, - говорит Андрей Пшеницын. - Разгонять печатный станок - удел слаборазвитых стран.

Не нужно повторять и опыт прежних лет, когда во второй половине 1990-х в Челябинской области действовало до 40 различных нормативных актов социальной направленности. Но это были не обеспеченные финансами обязательства, которые просто не выполнялись.

В последнюю очередь экономия может коснуться мер социальной поддержки, действующих в регионе дополнительно к закрепленным на федеральном уровне. Например, с 2008 года на Южном Урале был принят один из первых и самых либеральных в стране закон о ветеранах труда - единственным критерием для получения такого звания был общий трудовой стаж. За шесть лет ветеранами труда стали свыше 170 тысяч южноуральцев, а ежегодные расходы на выплаты (опять же одни из самых высоких в РФ) этой категории льготников выросли с

784 миллионов до 1,9 миллиарда рублей. Теперь отдельные положения закона предполагается скорректировать. Ранее, в июне 2012-го, уже были введены дополнительные к обязательному стажу условия - наличие наград Челябинской области. При этом будут полностью сохранены другие льготы и выплаты, наиболее затратные для бюджета - прежде всего, жилищные субсидии.